search Поиск
Евгения Гершкович

Мой район: Раменки и окрестности

4 мин. на чтение

Уже лет двадцать я наблюдаю МГУ из окна — 35 этажей плюс шпиль. Рудневская высотка отражается в прудах, вежливой декорацией присутствует в рассветах, закатах и иных светопредставлениях. Населению Раменок достаются, возможно, самые пышные в городе зрелища праздничных фейерверков.

Кто как, а, скажем, я взрывы пиротехники могу видеть сразу в восьми вариациях. Представляете, небо сплошь усеяно пальмами, пионами и одуванчиками.

Большинство сходится во мнении, что район наш — его еще любят называть маленьким Вест-Сайдом — в отношении экологии крайне благоприятен и зелен. Парков много, нет промышленных производств. Купить квартиру в Раменках означает выгодно и перспективно вложить деньги. Земля дорогая, растет ввысь элитка, со всех сторон видны уютные дворики и перелески, высаженные новоселами типовой пятиэтажной застройки. Искренность эпохи борьбы с архитектурными излишествами засахарилась в этих уголках функционализма и бескаркасной панельности. Сохнут себе на примотанной к липам веревке простыни, у подъездов творческие граждане из горшков, баночек и щепочек мастерят клумбовые композиции, благоустройство ограничилось желто-зелеными собянинскими бордюрами, что и славно. Любое вмешательство только нанесет ущерб очарованию патриархальности.

Шестой квартал

Годом основания деревни Раменки считается 1389-й, а город дотянулся до нее больше чем через 600 лет — к 1958-му. Прежде граница пролегала там, где стоял (и стоит до сих пор) Дом культуры «Высотник», тремя годами ранее сооруженный по типовому проекту архитектурной мастерской Ивана Жолтовского. Рабочий поселок монтажников-высотников, строителей университета на Ленинских горах находился поблизости. В годы перестройки в «Высотнике» образовалась известная в Москве студия звукозаписи. Неоклассический шестиколонный портик с лепниной помнит Стаса Намина и Аллу Пугачеву, писавших здесь свои альбомы, и героев снимавшейся у ДК эпохальной комедии «Ширли-мырли». Ныне в помпезном советском наследии процветают букмекеры и общепит: «Бакинский дворик» (не была), «Осетинские пироги» (вкусные, кстати).

Вид на ДК «Высотник», ок. 1995–1999 гг.

С тех пор местность изменилась до неузнаваемости: там, где куры и утки бродили в вишневых и яблоневых зарослях, давно бело-голубые жилые кварталы. Бывшую деревенскую улицу обрамляют сразу две церкви — деревянная часовня Покрова Пресвятой Богородицы и гигантский каменный собор преподобного Андрея Рублева, который начинал было строить известный архитектор Михаил Филиппов, но по ходу дела его место занял «неизвестный архитектор». Вообще с «храмами шаговой доступности» в Раменках так же великолепно, как и с фейерверками. Такой житель, как я, может выбирать из пяти вариантов. Не знаем нужды и по части скульптуры. Памятники Юрию Гагарину, Льву Яшину, Индире Ганди, Джавахарлалу Неру, студенту Московского университета Антону Чехову, борцу вольного стиля Ивану Ярыгину, и это далеко не полный список произведений пластики у нас «на районе». Могли бы запросто гордиться и работой выдающегося кинетиста Вячеслава Колейчука, осуществившего парафраз конструкции «Атом» для площади Новой Олимпийской деревни. Однако обладатели дорогой недвижимости на улице Удальцова о Колейчуке и не слышали. В сферической форме из пирамидок граждане почувствовали опасность для играющих под ней детей и разобрали конструкцию. Дальнейшая судьба творения теоретика искусства не известна, хотя оно могло бы стать достопримечательностью как составляющая комплекса, построенного к 1-м Всемирным юношеским играм и удостоенного Госпремии РФ в области архитектуры. Подобные промахи как бы не вредят репутации Раменок, района, где проживают интеллектуалы. Интеллектуалы, они выше этого.

Вид из окна. 1991 г.

В гастрономе можно запросто встретить депутата, телеведущего, банкира, певца Вячеслава Малежика, в химчистке — поэта Юрия Кублановского, в конторе «Мои документы» — актера Никиту Кукушкина с женой, не говоря о персонажах, мелькающих как у нас на автобусных остановках, так и на вернисажах и премьерах. Есть в Раменках артистическое «место силы». Художники Гоша Острецов и Люда Константинова недавно перенесли штаб-квартиру объединения ВГЛАЗ с территории завода «Пластик» в пространство Дома быта «Заря». Пульс художественной жизни забился в квартале у Мичуринского проспекта. Журфиксы, как раньше, пока не устраиваются, зато периодически коллективные выставки проводят Ирина Корина, Георгий Литичевский, Пахом и группа «ЕлиКука».

Пойма реки Раменки. 1998 г.

О присутствии мегаполиса не дают забыть оживленные трассы проспектов, Вернадского и Мичуринского, пробитых проектом реконструкции Москвы в 1960-е годы как «Восточный луч» и «Западный луч» соответственно. Отдельное удовольствие для слуха, утомленного шумом больших дорог — журчание речки Раменки, мелкой, но довольно стремительной, течение в ней быстрое, с частыми перекатами. В долине зарегистрированы 14 видов растений и 11 видов позвоночных животных, занесенных в Красную книгу Москвы. Река берет свое начало в Воронцовском парке у старинной усадьбы Репниных. Ее воды наполняют каскад прудов, пересекают проспекты в подземном коллекторе и выходят на поверхность в парке 50-летия Октября. Эта природная достопримечательность района имеет отношение к главной тайне, долгие годы будоражащей воображение не только местных жителей, но, кажется, и всех остальных москвичей. Шептались о метро-2 и подземном городе. Территория между МГУ и улицей Удальцова в самом деле длительное время оставалась незастроенной. Старожилы вспоминают, как видели, что к непримечательному одноэтажному домику подъезжают автобусы с людьми, чье количество домику явно не освоить. Стало быть, сообразили старожилы, все эти люди работают под землей. Сегодня уже известно, что здесь строился подземный город на 15 тысяч жителей с автономной системой электропитания, подачей воздуха, канализацией, запасами продовольствия на случай ядерной атаки. Раменки, наверное, должна распирать бессмысленная гордость от осознания, что под их землями в 1967 году проложили спецлинию правительственного метро, связавшую Кремль с Внуково. Только в ситуации нынешнего строительного ажиотажа общедоступный метрополитен вот-вот дотянется до аэропорта и на этом явно не остановится. Освоение подземного пространства идет семимильными шагами. Актуальное украшение района Раменки — заборы с надписью «Стройка на время — метро навсегда».

Фото: pastvu.com

Подписаться: