search Поиск
Геннадий Устиян

«Фантастические твари 2» — это фактически длинный твит Джоан Роулинг об угрозе фашизма

2 мин. на чтение

В Голливуде принято так: если ты хочешь, чтобы на твой сиквел пришли люди, сделай примерно то же самое, что было в первом фильме, но в два раза больше.

В случае с «Фантастическими тварями» можно сказать, что по непроизносимости бесконечного названия «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» переплюнули «Фантастические твари и где они обитают» двухлетней давности — когда вас спрашивают, что вы сегодня смотрели, ответ занимает целых две минуты, и вы продолжаете говорить, когда окружающие уже все поняли.

Вообще сам по себе приквел «Гарри Поттера», написанный Джоан Роулинг специально для кино, был странной франшизой с самого начала. В 2016-м первый фильм собрал в мировом прокате 814 млн долларов — огромные деньги даже при бюджете 180 млн. Но коммерчески «Твари» не идут ни в какое сравнение с «Поттером» — самый успешный фильм поттерианы «Гарри Поттер и Дары смерти. Часть 2» с прибылью 1,341 млрд долларов входит в десятку самых кассовых картин в истории кино. «Твари» даже близко не подходят к такому результату — в том же списке самых кассовых фильмов они находятся только на 73-м месте.

В этой пропасти между суперпопулярным Гарри Поттером и гораздо менее популярным Ньютом Скамандером — целое поколение зрителей (что забавно, и «Поттер», и «Твари» разрешены для просмотра зрителями старше 12 лет). Книги, а потом и фильмы про Гарри Поттера были о ребенке, который потерял родителей и пытался выжить в опасном мире, полном придурков, подонков, опасностей и трагедий. С ним выросло целое поколение детей и, соответственно, их родителей. У Скамандера такой легенды нет — в начале первой части он оказывается в Нью-Йорке с чемоданом, полным странных животных, уже взрослым, почти без прошлого, без истории, без того, что могло привязать к нему тянущуюся к узнаваемой истории зрителя. Появляющийся в «Преступлениях Грин-де-Вальда» Джуд Лоу в роли молодого Дамблдора совсем не делает Ньюта нам ближе — мы и так знаем, что Дамблдор был его учителем.

«Фантастические твари» не годятся в качестве детской сказки. Во-первых, в них нет детей, во-вторых, в «Преступлениях Грин-де-Вальда» Джоан Роулинг обращается к совсем уж недетской теме неофашизма, снова поднявшего непривлекательную голову искаженного гримом, пороками и годами Джонни Деппа в роли Грин-де-Вальда. Он здесь на треть Трамп, на треть консервативный тролль Майло Яннопулос, на треть Дэвид Боуи с разноцветными глазами эпохи середины 1970-х, когда рок-идол вообразил себя Гитлером. Роулинг ведет борьбу с консервативными силами мира, перепутав свой личный твиттер с развлекательным голливудским фильмом и, видимо, забыв, что многие показывали опасность тоталитаризма до нее — те же «Звездные войны» еще в 1970-х, да и она сама в «Гарри Поттере». Ничего плохого в этом нет, но и ничего нового тоже.

Пока зверюшки Скамандера красиво и смешно разрушают Нью-Йорк, Лондон и Париж конца 1920-х, фильм смотрится хорошо. Как только начинается борьба с неофашизмом, а Джоан Роулинг опускается так низко, что вводит сюжет о перепутанных в колыбели младенцах, как в индийском кино, становится грустно. У «Преступлений Грин-де-Вальда» (в кинотеатрах с 15 ноября) просто нет четкой аудитории: для детей здесь мало животных и много взрослых дядек и тетек, объясняющихся друг другу в любви, для взрослых — очередная пропаганда демократических ценностей (которой и так много в прессе, мы ходим в кино за другим) и сюжет как в мыльной опере. Здесь много кинозвезд — Джонни Депп, Джуд Лоу, Эзра Миллер, Эдди Редмейн, но им особенно нечего делать, все время на экране они находятся с одной и той же застывшей гримасой на лице. Это идеальный фильм для взрослых инфантилов, которые «любят сказки» и в 40 лет. К счастью, таких все-таки не большинство.

Фото: «Каро-Премьер»

Подписаться: