search Поиск
Анастасия Барышева

Это мой город: скрипачка Лиана Гурджия

3 мин. на чтение

О непостижимой тяге москвичей к культуре, о своей жизни в самолете, о том, как узнать москвича, и о том, как решила сделать собственный музыкальный фестиваль в «Царицыно».

Я родилась…

В Москве.

Сейчас живу…

В самолете. Можно сказать, что сейчас у меня нет определенного места жительства, я очень много гастролирую, а еще преподаю в Париже в Ecole Normale de Musique и Сан-Себастьяне в Conservatorio Profesional de Música. С одной стороны, жить так интересно — ты освобожден от бытовых домашних будней, все очень красочно, быстро. С другой стороны, частая смена часового пояса, это не всегда легко мне дается. Но так ведь будет не всегда.

В Москве я люблю…

Гулять. Буквально сегодня шла по переулкам от «Новокузнецкой» до «Павелецкой» — после эфира на радио «Орфей» в Дом музыки — и вспоминала, что в юности я не очень-то любила гулять. Начало 1990-х, мрачный город без освещения, для молодой совсем девушки было совсем не так просто разгуливать по улицам в одиночку. По сравнению с тем городом, сегодняшняя Москва — это очень приятный и гостеприимный европейский город. Элементарно — для пешеходов сделано так много, что, передвигаясь пешком, наслаждаешься. Это особенно заметно, когда гуляешь с друзьями-иностранцами, и тебе не приходится тащить их за собой два километра до ближайшей «зебры», чтобы перейти на другую сторону улицы. И везде огромное количество кафе, рестораны на любой вкус. Я уж не говорю про интернет — он просто везде! А если ты иностранец, то для тебя важно всегда оставаться на связи.

Изменений к худшему немного…

И большинство их касается транспортной городской сети. Все эти улучшения для пешеходов страшно усложнили жизнь автомобилистам, в центре города на машине уже не проехать. И это обидно, потому что я знаю, что некоторые мои друзья, которые в силу разных причин вынуждены передвигаться на машине, теряют по три-четыре часа в день на дорогу. То же касается общественного транспорта, на котором зачастую невозможно без опоздания доехать никуда. Но Москва в этом смысле не самый легкий город. Пространства огромные, дистанции длинные. Тут уж ничего не поделаешь. И я всегда и всем советую передвигаться по городу на метро.

Всякий раз, возвращаясь с гастролей, я иду…

В Третьяковку. И еще обожаю Пушкинский. Оба музея высочайшего уровня, и выставки, которые в них проходят, сделали бы кассу любому европейскому выставочному центру. Параллельно я стараюсь узнавать, чем живут и как работают современные русские художники. Мне интересно наблюдать и сравнивать, чем современное российское искусство отличается от европейского. И обязательно захожу в большие книжные магазины, например в «Москву», где всегда есть все новинки.

С ресторанами в Москве сложно…

Но только потому, что я наполовину грузинка! И когда я вижу слова «грузинский ресторан», мне уже не важно ни как это заведение называется, ни кто его открыл. Меня просто тянет именно туда — пробовать все это вкусное, пряное воспоминание о том крае. Если попросите посоветовать какое-то местечко, я скажу лишь, что надо идти в сторону Арбата, в Мансуровский переулок. Там немало грузинских ресторанов — названия не вспомню, но заходить можно смело в любое заведение.

Москвича я могу узнать…

По разговору. В Москве само собой, но такое происходит и в Париже, и в Лондоне: ты останавливаешь на улице человека, чтобы спросить, как пройти куда-то, и он обязательно расскажет всю предысторию, объяснит несколько вариантов, как именно туда можно попасть, намекнет, что именно там происходит. И сказано все это будет с неповторимым сарказмом, юмором. В общем, с большой долей вероятности можно утверждать, что это будет именно москвич. Еще я замечала, что у москвичей какая-то непостижимая тяга к культуре. Вы посмотрите на афиши — каждый день в городе играют по несколько спектаклей и концертов, читают лекции, проводятся мастер-классы, и везде люди. Я захожу на сайт консерватории и вижу, что абонементы в Большой зал выкуплены до конца сезона! Я всегда удивляюсь, как же много в городе людей, интересующихся музыкой, театром, искусством.

Я решилась на проведение собственного фестиваля…

Именно из-за этого колоссального спроса москвичей на культурные события. Фестиваль «Музыкальный октябрь» пройдет в музее-заповеднике «Царицыно». И прийти на него означает вырваться из городского хаоса на природу и не только погулять по прекрасному парку, но и послушать музыку. Я придумала этот фестиваль вместе с друзьями детства. Мы все примерно одного возраста, много выступали вместе, еще учась в школе. Потом, естественно, все разъехались по разным странам — гастроли, записи, выступления, — видеться стало очень сложно. И потому фестиваль в «Царицыно» — это повод не столько сыграть редкие камерные произведения Игоря Стравинского, Клары Шуман, Иоганнеса Брамса и других прекрасных композиторов, сколько сыграть их вместе. Фестиваль будет идти в «Царицыно» два уикенда, и на последнем концерте будет настоящая мировая премьера — впервые на публике прозвучит произведение «Точка неба» Олега Пайбердина, современного российского композитора.

Московский международный фестиваль «Музыкальный октябрь» — 13 и 14 октября.

Фото: из личного архива Лианы Гурджия

Подписаться: