search Поиск
Евгения Гершкович

Дом недели: Бадаевский пивоваренный завод на Кутузовском проспекте

5 мин. на чтение

В центре нового градостроительного конфликта — бывший пивоваренный завод на Кутузовском проспекте. Жители Дорогомилово против Capital Group. Вознесется ли над творением архитектора Романа Клейна, автора Пушкинского музея, небоскреб на гигантских ногах от бюро Herzog & de Meuron? Следим за развитием событий.

Пенный напиток пользуется популярностью у народных масс с незапамятных времен. Уже шумерские племена поклонялись богине пива, в поэмах прославляя Нинкаси Светлоструйную. В Законах Хаммурапи целых два параграфа посвящены производству и продаже пива.

С тех пор много воды утекло, усовершенствовалась рецептура приготовления, к ячменю и полбе добавился хмель. В Россию из Европы пивоваров и солодовщиков привез, разумеется, Петр I.

Ну и дело пошло.

В январе 1875 года 17 пайщиков Трехгорного пивоваренного товарищества встретились на совещании в Москве. Учредили предприятие. Скинулись. Собрали капитал в миллион рублей.

Инициатором выступил купец 1-й гильдии, действительный статский советник Бенедикт Антонович Гивартовский (1826–1893). К тому моменту он уже владел спиртодрожжевой фабрикой на Дербеневской набережной (ныне ОАО «Дербеневка», специализируется на хлебопекарных дрожжах).

Предприимчивый сын варшавского банковского служащего привлек к своей новой затее успешных коммерсантов, в эпоху стремительной индустриализации оценивших по достоинству перспективы производства пива. В списке — владелец Прохоровской мануфактуры Т. С. Морозов, хозяин свечных и мыловаренных заводов А. К. Крестовников, текстильные «короли» А. А. Корзинкин, И. В. Щукин, К. Т. Солдатенков, фабриканты П. П. Дюшен, С. П. Вишняков, Н. С. Грачев, А. А. Лутрейль, А. Фон-Барбер, К. Ф. Герике, А. К. Беккерс, торговые дома «М. Борисовский с сыновьями», «И. В. Юнкер и Ко».

Бенедикт Гивартовский намеревался обскакать конкурентов, в первую очередь компанию «Русская Бавария», уже варившую пиво «Венское чистое №1» и «Черное бархатное» по южногерманским рецептам в Сыромятниках на Яузе (нынешний «Винзавод»).

У Трехгорной заставы за 10 тыс. рублей был приобретен и освоен заброшенный пустырь. Это сегодня Кутузовский проспект, дом 12 — самый центр и дорогая земля, а в конце XIX века здесь пока далекие выселки.

В партнеры Гивартовский привлекает инженера Альберта Альбертовича Кемпе, обучившегося в Риге и Мюнхене. В основу организации Трехгорного предприятия лег проект Мюнхенского пивоваренного завода. Архитектура баварских или ломбардских торговых рядов XV–XVI веков с характерной традицией темно-красного кирпича, стрельчатых аркад, белокаменных узоров, узких окон, мелкой расстекловки, лепнины, башенок с черепичной кровлей по наследству переходит промышленным комплексам дореволюционной России.

Участок пивоваренного завода, весьма компактный градостроительный ансамбль, зажат между руслом Москвы-реки и трассой Кутузовского проспекта, бывшим Можайским шоссе. Три мастера приложили руку к проекту, реализация которого происходит этапами.

Август Егорович Вебер (1836–1903), архитектор австрийского происхождения, выпускник венской Императорской художественной академии. Он автор многочисленных, хорошо нам знакомых зданий в Москве, гостиницы с рестораном «Славянский базар», углового дома на Тверской, 16, где сейчас «Галерея Актер», цирка на Цветном бульваре, Театра зверей («Уголок Дурова»). На Трехгорном пивоваренном заводе Вебер руководил строительными работами вплоть до 1890 года. Он создал ледники, старую бродильню (впоследствии бутылочная мойка) и прочие, преимущественно небольшие двухэтажные сооружения. В 1900 году к строительству набирающего мощности и расширяющегося объекта подключилась еще одна звезда архитектуры, Роман Иванович Клейн (1858–1924). Творения плодовитого мастера с дипломами Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Петербургской академии художеств и курса в парижской студии Шарля Гарнье поныне определяют парадный облик Москвы: Музей изящных искусств (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), магазин «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), Чайный дом на Мясницкой, Средние торговые ряды, Бородинский мост и др. Заказчики возлагали большие надежды на талант и популярность Клейна, которому предстояло учесть потребности производственного процесса, сделать весь комплекс заводских зданий технологически передовым. Зодчий нарастил объем солодовни до шестиэтажного, вытянутого в длину корпуса. Фасад эффектно отметил разорванным щипцом, башней и аркой, ведущей к производственным цехам. Главное украшение — майоликовое панно, напоминающее витраж средневекового собора, со сплетением букв Б и Г — вензеля Бенедикта Гивартовского.

К слову, в 1892 году купцу с женой, Розой Викентьевной Лемох, сыновьями Венедиктом-Антоном, Виктором, Романом и дочерью Еленой пожаловали потомственное дворянство и даже фамильный герб с изображением щита со шлемом в павлиньих перьях и с серебряной шестиконечной звездой. На щите — идущий пеликан с красными глазами. В 1887 году беспокойный Гивартовский на пивоваренном производстве не остановился, на северо-востоке Москвы запустил еще и резиновое. На этой базе было основано франко-русское акционерное общество «Богатырь», впоследствии «Красный богатырь».

Клейн же, продолжив преобразования Трехгорного предприятия, выстроил парадный корпус с башенкой, цех экспедиции и дегустации, также называемый ресторанным. Композиции горизонтального строения аккомпанирует мерный ритм широкой готической аркады. Исследователи находят в нем цитату нижнего яруса Дворца дожей в Венеции Филиппо Календарио. По первоначальному проекту входы венчались пышными рельефами в стиле барокко. В водонапорной башне завода Клейн повторил силуэт средневековых итальянских колоколен. Заводоуправление оснастили лифтами и вентиляцией, что по тем временам считалось редкостью даже для дорогого жилья. После 1910 года строительством руководил инженер Александр Павлович Евланов.

Завод разливал пиво марок «Баварское», «Мюнхенское» и «Золотой ярлык», удостоенный награды на Всероссийской промышленно-художественной выставке и правом изображать государственный герб на этикетках. Производство стремительно росло, поэтому завод вынужден расширяться.

В 1878 году было сварено и продано 500 тыс. ведер пива. Через два года ведер стало на 200 тыс. больше. Предприятие переходит на электрическое освещение. Из Германии выписывают пивовара Генриха Купа. К прежнему ассортименту прибавляются марки «Венское», «Дельта», «Синий ярлык», «Пшеничное». В 1913 году предприятие среди заводов Российской империи вышло на первое место по объему производства пива — 6 683 000 ведер в год. Выручка составила 5 780 000 рублей. В 1918 году по решению Моссовета Трехгорный завод стал торговопромышленным товариществом «Тригор», начав производство слабоалкогольного пива, разбавленного артезианской водой, пивных дрожжей для медицинских целей и солодового напитка.

23 июня 1934 года «Тригору» присвоили имя Алексея Егоровича Бадаева, первого депутата от рабочих в IV Госдуме, позднее начальника «Главпива». Бюст Бадаева, соратника Ленина, по сей день красуется на территории.

Завод тогда же перешел в ведение Народного комиссариата пищевой промышленности СССР, а с 19 июля 1993 года вновь стал «Трехгорным». Окончательно производство встало в 2006 году, помещения комплекса сдали в аренду.

Как только в 2013 году комплекс получил охранный статус выявленного объекта культурного наследия, там случился пожар. В июле 2016 года более пяти с половиной тысяч квадратных метров заводской территории загадочным образом охватило пламя. Оказывается, участок, некогда облюбованный купцами-миллионщиками, московские власти передали компании Capital Group. Восстанавливать погоревший объект взялось архитектурное бюро Herzog & de Meuron. Памятники, хоть и частично утраченные в огне, снести нельзя — придется реставрировать.

А над старинными краснокирпичными корпусами, на колоннах высотой 35 метров, можно построить стеклянный жилой комплекс. Швейцарцы также выдвинули идею создания на бывшем пивоваренном заводе леса площадью 4 гектара. Однако с экстравагантными планами девелоперов и архитектурных знаменитостей категорически не согласны жители района Дорогомилово, считая, что от объекта культурного наследия ничего не останется и возникнет опасный прецедент. Активисты общественных движений требуют прекращения всех планов по строительству и проведения публичных слушаний.

Фото: «Москвич Mag», ©deadOKey

Подписаться: