search Поиск
Евгения Гершкович

Дом недели: Дом с кошками в Большом Козихинском переулке

3 мин. на чтение

Прохожему, способному присматриваться, без труда можно объяснить, по каким приметам он найдет это здание в районе Патриарших прудов. Спасибо автору проекта, выплеснувшему на фасад обильный слой лепного декора.

Особая благодарность за грозно выгнувших спины кошек над окнами третьего этажа, различимых под прямоугольным карнизом. Правда, существует мнение, что не кошки там вовсе, а рыси. По этой причине дом 10 по Большому Козихинскому переулку называют то Домом с кошкой, то Домом с рысью. Стиль модерн на рубеже XIX–XX веков заговорил новым символическим языком, с присущей ему экстравагантностью и мистикой, пристрастием к декоративным формам из растительного и животного мира. Зрителю оставалось лишь расшифровывать знаки. Кошка (или рысь) отвоевала свое место в архитектуре того времени. Представители семейства кошачьих попадаются на крыше дома Блюмера в Риге (архитектор Ф. Шеффель), дома на Гоголевской, 23, в Киеве (архитектор В. Бессмертный), красуются барельефом на стене доходного дома Тарховой в Подсосенском переулке (архитектор Г. Макаев). Далеко не полный список продолжен домом на Патриках.

Считается, что в XVI–XVII веках этот уголок Москвы служил местом выпаса коз, шерсть которых поставлялась к царскому двору. Отсюда название — Козихинский переулок. В XVIII веке участок входил в состав обширной усадьбы. В 1902 году купец Казимир Станиславович Клингсланд выкупает землю у управления пристава 2-го участка Арбатской части и начинает застраивать ее доходными домами для среднего класса с пяти- и шестикомнатными квартирами, прибегая к помощи Гавриила Николаевича Иванова (1861–1935).

Получив в 1887 году свидетельство на право ведения строительных работ, проектировщик занимался объектами самолетостроительного акционерного общества «Дукс». В 1910-х годах Гавриил Иванов имел должность архитектора сразу на нескольких объектах — Средних торговых рядов, Пассажа, театра Г. Г. Солодовникова, Московского бегового общества.

Четырехэтажное жилое строение, вытянувшееся вдоль довольно узкого московского переулка, определенно отличается камерностью. Это если сравнивать его с представительными многоквартирными доходными домами тогдашней столицы, где этот жанр архитектуры получил широкое распространение. Однако принципиальное подобие присутствует в художественно-пластической разработке фасада, своего рода экрана, витрины объекта, обращенной к городской среде.

В доме Клингсланда, чей фасад едва ли обвинишь в монотонности, есть пара ризалитов, скрывающих лестничные клетки, и проездная арка, ведущая во внутренний двор. Прежде и там стоял доходный дом, построенный Ивановым, но он не сохранился. Был снесен в 1970-е годы.

Большие окна со стрельчатым завершением обрамлены капителями с традиционными элементами из арсенала стиля модерн — женскими головками в средневековых шлемах и со стилизованными локонами. Отзвуки готики.

Над окнами первого этажа можно увидеть оскаленные львиные пасти в обрамлении тончайших растительных стеблей. Над входами в подъезды — волчьи головы, еще одни представители мира фауны, и виноградные гроздья. Сам дверной проем завершен замковым камнем с гротескной маской. Второй этаж украшен растительным орнаментом из спонтанно карабкающихся по стеновой поверхности узких длинных листьев и цветов, достигающих карниза со стеблем с тремя соцветиями. Возможно, это чертополох.

Упомянутые ранее шипящие кошки-рыси окружены извивающимся плющом. Кульминация козихинской «драматургии» — крылатая женская полуфигура в экстатической позе, этакий призрак, занявший центральное положение на стене. Несомненно, Иванов зачитывался текстами модных авторов, Бодлера и Верлена.

Тем временем в 1908 году владение Клингсланда переходит в руки страхового общества «Россия», лидера добровольного страхования в стране, значительные суммы переводившего на покупку недвижимости. В том же году помещения в доходном доме арендует Товарищество просвещения и редакция художественного сатирического журнала «На распутье» С. П. Серебровского.

Здание и после революции не утрачивает функции жилища. Известно, к примеру, что с 1928 года квартиру №11 занимал Василий Шкваркин, советский драматург, автор комедий и водевилей, в том числе «Вредного элемента», «Чужого ребенка», «Простой девушки».

Нынешние жильцы квартир, делая ремонт, под штукатуркой нередко обнаруживают кирпичи с клеймом «Товарищество для производства и продажи строительных материалов В. К. Шапошников, М. В. Челноков и Ко». Завод близ Мытищ (там имелись хорошие глины и песок), основанный в самом начале строительного бума в России, в 1895 году, вырабатывал до 15 млн штук кирпича в год и был ведущим предприятием отрасли как раз в то время, когда Казимир Клингсланд приступал к возведению своих доходных домов. Каждое третье здание в столице было построено из кирпича заводов успешного треста. В списке Политехнический музей, пожарная каланча в Сокольниках, собор Непорочного Зачатия Девы Марии на Малой Грузинской улице и вот Дом с кошками в Большом Козихинском переулке, нынешней зимой стараниями движения «Архнадзор» признанный выявленным объектом культурного наследия.

Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва», @vladimirtan.livejournal.com

Подписаться: