, 4 мин. на чтение

Это мой город: художник и фотограф Сергей Братков

, 4 мин. на чтение
Это мой город: художник и фотограф Сергей Братков

О необходимости развивать гражданское общество, о возможности увидеть лося рядом с домом и о том, чем москвичей заразили приезжие.

Я родился…

В крупном городе Харькове, в свое время — третьем в Советском Союзе. Родился в культурной семье: отец — художник, мама — инженер, брат — архитектор. Ну и я художник. Приехал и после выставки «Детки» в галерее «Риджина» в 2000 году остался в Москве. «Риджина» тогда находилась еще на Тверской улице.

Сейчас живу…

Вначале были съемные квартиры: Сухаревка, Динамо…  Хотелось жить в центре. Потом, в середине 2000-х годов, появилась возможность купить квартиру. Можно было выбирать: маленькую в центре или покрупнее на окраине. Все-таки выбрал окраину, тем более что завелась собака, далматинец, а с ней нужно было гулять. Поселился у Лосиного Острова, на улице Подбельского. Приличная квартира большой площади. С тех пор живу. Воздух, конечно, не фонтан, зато рядом МЦК, метро, красная ветка. Недалеко Школа Родченко на «Красносельской», где я преподаю, и моя мастерская на заводе НИИДАР на Преображенке.

Люблю гулять…

Я не большой любитель гулянья и прогулки рассматриваю больше как оздоровительные. В мастерскую хожу пешком. Первое время были лыжи, велосипеды, привлекала возможность увидеть лося в парке. На Черкизовской гуляю у водоема. Недалеко находится Измайловский парк, где тоже можно погулять. Приятное место. Там в простом таджикском заведении готовят хороший плов. Один из лучших. Продается почти на улице, в больших казанах. В Измайловском парке еще есть ярмарка, где много интересных для меня фактур. Я ведь всегда ношу с собой фотоаппарат. К сожалению, из продажи исчезают предметы дизайна 1960-х годов, зато можно увидеть там глупые примитивные и дешевые картинки. Пруд опять же рядом находится.

Мой любимый район…

Где я живу, на улице Подбельского. Люблю район «Красносельской» и величие архитектурного ансамбля площади трех вокзалов. Конечно, броуновское движение людей там приводит в восторг. Любимое место — это моя мастерская. Она не столь велика, но с приятной энергетикой, и мне там хорошо работается. Большие окна. Вдалеке виден «Сити». Вечером фейерверки.

Мой нелюбимый район…

Нелюбимых районов нет. В Москве все спокойно. Может, парк «Кузьминки» рядом с радиационным могильником?

В ресторанах…

Рядом с мастерской есть вьетнамская закусочная «Фо-бо». Еще нравится ресторан в Доме литераторов с их официантками, пирожками, потолками. Летом «Испанская лавка» — прекрасное место, можно выпить и закусить. На «Красном Октябре» в «Магадане» хорошие креветки. Опять же люблю там посмотреть видео про рыбалку.

Место в Москве, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…

Вы удивитесь: Большой театр. Я не особенно театрал, но бывал в «Метрополитен» в Нью-Йорке, в «Ла Скала» в Милане, в «Гранд-Опера» в Париже. Все время думаешь, когда же пойти в Большой? Завтра, завтра, завтра…  Оставляешь на закуску. Наверное, это будет закуска всей жизни.

Главное отличие москвичей от жителей других городов…

Тут все торопятся. Наверно, москвичей заразили приезжие. В прошлом веке москвичи были более спокойными, сидели на веранде, чай пили. А теперь приезжие возбудили их своими шастаньями, заразили энергией. В Москве все спешат. Это рождает раздражительность, агрессию и развивает локти. В Москве комфортно людям, которые имеют коллективное сознание. Общность языка, поведения. В Нью-Йорке есть, наоборот, ощущение, что ты вселенски один. Это дает силы работать. Архитектура Манхэттена опять же поддерживает.

В Москве за последнее десятилетие изменилось…

Позитивно: транспорт. Мне очень нравятся поезда в метро, проходные, гусеницы, где можно зайти с хвоста и выйти через голову. Я к ним еще пока не привык, но мне они очень нравятся. И в районе стало спокойнее.

Не нравится экология. Из-за этого сильно переживает моя хорошая знакомая, художник Ольга Чернышева. И я тоже теперь стал смотреть на деревья. Все они больны в разной степени: листья, кора. И, конечно, удручают последние события. Разгон демонстрации.

Хочу изменить в Москве…

Хотелось бы, чтобы были демократические выборы. Если это произойдет, позитивно изменится все остальное. Это определенное следствие. Все зависит от гражданского общества.

Меня можно застать кроме дома…

Я часто посещаю выставки студентов, которые уже окончили Школу Родченко или еще учатся. Так что застать меня можно в разных выставочных залах.

Если не Москва, то…

Возможно, Бельгия. В Бельгии у меня было очень много выставок. Там много коллекционеров и художников. И меня там принимают за бельгийца, потому что у меня нос большой.

На выставке «Здесь и сейчас» в Манеже мы увидим…

«Здесь и сейчас. Атлас творческих студий Москвы» — это образовательная выставка. Куратор и архитектор Юрий Аввакумов создал в зале Центрального Манежа «солнце пустыни» — цистерны из деревянных паллет, а их наполнение взяли на себя преподаватели творческих студий Москвы, Британской высшей школы дизайна, Школы-студии EDAS, Мастерской коллективного кино, ГИТИСа, Студии ДЭЗN5 и т. д. Я здесь оказался как преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко с проектом «Скажи слово “Чиз” и съешь птичку». Считается, что цель всякой выставки — образовывать, развлекать и создавать некий объект для селфи. Выставка удачная, если после нее селфи распространяются по всему интернету. У нас эти функции выполняет птица, объект, с которым можно попрактиковаться. В центре экспозиции — подиум. На нем птичка, которая обычно вылетает из объектива камеры. Фотографы ведь всегда говорили: «Сейчас вылетит птичка». Птичка в нашем случае — это сова, символ мудрости, скульптура, выполненная из твердых сортов сыра. Чиз и птичка устойчивые в фотографии смыслы. Также в экспозиции представлено двенадцать планшетов с рекомендациями, полезными советами, которые я обычно даю своим студентам. Из ближайших моих планов — участие в третьей части проекта «Удел Человеческий», который курирует Виктор Мизиано.

Выставка «Здесь и сейчас. Атлас творческих студий Москвы» проходит до 25 августа в ЦВЗ «Манеж»

Фото: из личного архива Сергея Браткова