search Поиск
Редакция Москвич Mag

Акцию «Возвращение имен» на Лубянской площади все-таки согласовали. Кому она мешала?

1 мин. на чтение

Ранее от общества «Мемориал» требовали — впервые за 11 лет — перенести акцию от Соловецкого камня к памятнику на проспекте Сахарова. Это вызвало нешуточный скандал.

Десять дней назад московское правительство отказало в согласовании драматичной и величественной акции «Возвращение имен»: москвичи встают в большую очередь, подходят к установленным на площади микрофонам и зачитывают имена своих репрессированных родственников и членов семьи. Она проходит ежегодно 29 октября, в день памяти жертв политических репрессий. Организатором выступает общество «Мемориал». Она проходит у камня, привезенного с Соловецких островов основателями общества — до сих пор именно он служил памятником погибшим во время сталинского террора.

Однако именно в этом году мэрия Москвы отчего-то решила изменить место проведения и потребовала перенести акцию на проспект Сахарова — к масштабному памятнику, автором которого является скульптор Георгий Франгулян. Устроители не согласились и после нескольких дней переговоров сумели добиться своего. «Сегодня, 22 октября, на совещании с участием чиновников московского правительства, представителей префектуры, Совета по правам человека и аппарата Уполномоченного по правам человека достигнута договоренность о том, что акция “Возвращение имен” пройдет 29 октября 2018 года традиционно у Соловецкого камня с 10.00 до 22.00», — написал у себя в фейсбуке руководитель «Мемориала».

Это, кстати, не первый непонятный запрет. Летом в подобной ситуации — отзыва разрешения на проведение — за несколько дней до мероприятия оказалась совершенно безобидная архитектурная прогулка «Велоночь», посвященная футбольной Москве. Интересно, зачем в случае с «Возвращением имен» городскому правительству снова понадобилось устраивать себе и другим головную боль с переносом — кто-то увидел в гуманитарной акции поминовения репрессированых оппозиционный подтекст? Но ведь репрессированные есть едва ли не в каждой московской семье, и на эту акцию приходит не только политизированная интеллигенция. Впрочем, вспомним историю с установкой табличек «Последний адрес» по местам арестов невиновных людей во времена репрессий — их установке вообще чинили препятствия на всех уровнях. Так что удивительно, что в этом случае общественникам удалось добиться, чтобы акция прошла на привычном месте.

Фото:@Memorial.International

Подписаться: