search Поиск
Редакция Москвич Mag

Почему вы должны меня знать: директор образовательного бюро «Лёрнити» Елена Булин-Соколова

5 мин. на чтение


Мне  посчастливилось попасть во временный научный коллектив проекта «Школа-1». Мы создавали в 57-й московской школе новый интегрированный курс и учебник «Язык, математика и информатика». Я как учитель-экспериментатор начальной школы каждый день приносила в свой класс новые лингвистические и математические задачи. И мы вместе с детьми их обсуждали, решали, по сути, вместе делали проект и создавали учебник.

Спустя много лет я не раз встречала ребят из моего класса. Они выросли интересными, яркими людьми. В тот период я также занималась практическими проектами, направленными на развитие системы образования в нашей стране, работала в системе подготовки учителей в МПГУ имени Ленина.

Потом меня позвали создавать частную гимназию «Хорошкола», где мы разработали и запустили модель персонализированного, как сейчас говорят, результативного, образования. А чуть больше года назад я пришла в группу компаний «А101» создавать и развивать образовательную экосистему в новых жилых районах. Для этого мы и придумали образовательное бюро «Лёрнити» — это значит learning city, то есть город, который учится. И, хочу добавить от себя, делает это с радостью.

В новые районы приезжают люди с разным культурным, семейным, социальным опытом из разных городов и регионов. Мы придумываем образовательные события, которые формируют добрососедскую среду, в которой люди способны реализовывать свои интересы, учиться друг у друга, где есть возможности для качественного дошкольного и школьного образования, где каждый ребенок и взрослый может найти себе занятие по душе, помогает новым жильцам преодолеть недоверие друг к другу. Речь идет именно об образовании, потому что сегодня, когда мир меняется так быстро, люди учатся всю жизнь. Частая смена профессии становится почти обычным делом. Наша команда верит в то, что для счастливой, успешной, продуктивной жизни каждому человеку в любом возрасте важно не утрачивать способность и интерес к учению.

При этом сегодня, когда вроде бы все знания есть у тебя в кармане, где лежит смартфон с интернетом, их ценность сильно падает. А вот способность их применить, личностные компетенции, лидерские качества, умение принимать решения в сложных ситуациях, решать новую задачу, а не только задачу по образцу, которую показал учитель, вот это ценится все больше и становится важным. И под это во всем мире ищут новые формы образования. В частности, связанные с неформальным, информальным подходами. Такими, в которых люди учатся друг у друга. В этом контексте «Лёрнити» старается найти свой путь. И делать те вещи, которые пока не слишком успешно делает школа и система дополнительного образования.

Чем мы отличаемся от кружков? Там есть программа, которую объявляет учитель. Она рассчитана на среднестатистического ребенка данного возраста. Записавшись в кружок, ребенок должен туда регулярно ходить и делать то и в тот момент и так, как предлагает ему учитель. Там нет свободы выбора и принятия решения.

А мы создаем пространства, в которые можно прийти и реализовать свой замысел. Да, мы приглашаем экспертов из разных индустрий и предлагаем множество курсов для людей разных возрастов. Но при этом мы всерьез опираемся на то, чтобы люди сами инициировали те или другие программы, запрашивали бы курсы, в которых хотят сами научиться чему-то. Наша задача создавать все условия.

Мы ориентированы на разные возрасты. В наши мастерские приходят и семьи. Дедушки с внуками, чтобы реставрировать мебель, сделать подарок своему родственнику. Родители с детьми: сделать кроватку для куклы или научиться печь пироги. Приходя в мастерские, люди становятся членами некоего сообщества, они сближаются и учатся вместе.

Все культурные и семейные мероприятия мы тоже делаем вместе, вовлекая наших жителей в сопроектирование, в сопродюсирование. Конечно, это не совершенно открытое пространство: приходи, делай что хочу. Это среда, где есть правила. Если ты принимаешь эти правила, готов работать в этой системе ценностей и отношений, то ты можешь стать членом этого клуба.

И оказывается, что все это очень востребовано людьми сегодня. Мы не успеваем объявить какую-то программу в этих мастерских, как на нее к концу дня уже закрыта запись. Для нас это сигнал, что нам удается распознать социальную и образовательную потребность и научиться на нее отвечать.

В этом смысле нашу роль в дальнейшем расширении этой работы видим в том, чтобы искать лидеров среди сообщества, помогать им. Иногда инициировать самим какие-то интересные востребованные людьми замыслы и собирать вокруг них команды, передавать инициативу людям. Тем самым помогать создавать эту неповторимую культурно-образовательную экосистему.

Мы существуем очень недолго, немногим больше года. Но нас уже хорошо знают, есть свои пространства в ЖК «Испанские кварталы» и «Скандинавия». Мы знакомимся там с местными жителями, начинаем что-то делать вместе. И у нас много получается. Самое главное, чем я горжусь, — удалось собрать команду единомышленников. Людей, которые разделяют нашу систему ценностей, педагогические и психологические подходы к образованию.

Плюс мы создали родительскую школу, потому что видим сильный запрос у родителей на навык воспитывать и развивать современного ребенка. По результатам всех мировых исследований, современные родители проводят не больше 20 минут со своим ребенком. И мы учим, как сделать эти 20 минут эффективными, конструктивными, укрепляющими отношения. В нашей родительской школе мы ведем онлайн- и офлайн-курсы о том, как играть с детьми, читать, как выбирать книжки для детей и даже как смотреть кино.

Расскажу про опыт инженерно-мейкерской программы. Мы запустили ее летом и рассчитывали, что на нее придут старшие подростки, но пришли дети с шести до двенадцати лет. Это была недельная программа для неподготовленных и неопытных инженеров-конструкторов. Мы им предложили самим придумать себе задачу и самим ее решить. Что они хотели бы сделать для себя в своем районе. Эти дети придумали создать парк аттракционов. Наша позиция, что мастер не рассказывает детям, как и что делать, а ставит перед ними вопросы или проблемы. Или отвечает на их вопросы, помогает реализовать замысел.

Так вот, дети сами искали решения: в интернете, спрашивали взрослых, обсуждали друг с другом. Получилась удивительная история. Дети за неделю создали огромные конструкции из дерева, устойчивые, безопасные. Сами, своими руками. Это были некоторые фрагменты американской горки с подъемами и спусками. Они сделали тележки с возможностью ребенку или взрослому с этих горок скатываться. Соорудили водные аттракционы.

Это был проект с двумя группами детей из разных районов. У них получились разные конструкции. Одни поставили их у себя во дворе — сбежался весь двор на них кататься. Другие сделали то же самое на бульваре Веласкеса в ЖК «Испанские кварталы». И там тоже изумленные прохожие останавливались. И не всякому приходило в голову, что все это сделано руками детей.

Я сама очень радуюсь таким проектам, они вдохновляют. Мне в жизни как-то везло: я всегда делала такие вещи, которые мне интересны. В которые я верю и в которых я хочу разобраться. И которые в конечном счете люблю. Все они связаны с образованием, с обучением, с технологиями, с педагогическими технологиями, с детской и взрослой психологией, с обучением детей и учителей.

В этом смысле я вообще человек проектный. Никогда не оказывалась в ситуации, когда я прихожу на работу просто потому, что у меня рабочий день. Он начался, закончился, у меня задачи на день, я их сделала и ушла домой заниматься хозяйством и детьми. У меня много детей — семеро, на двоих с мужем так еще больше — девять детей и восемь внуков. Тем не менее я всегда занималась тем, что интересно: сделать на пустом месте что-то, чего до меня тут не было, что никто никогда не делал, но это мне кажется полезным, интересным и важным для других людей.

Как и сейчас, когда я действительно живу проектом «Лёрнити». Для меня как человека понимающего, что такое современная школа и как сложно в период быстрых изменений создавать там среду для эффективного образования и самооборазования, интересно делать это с нашим образовательным бюро.

Я вижу сейчас огромную перспективу в создании пространств неформального и информального образования. Хочется понять, как это устроено, попробовать реализовать практический кейс. И в этом смысле я совершенно счастлива, потому что это уникальный опыт и пространство больших возможностей.

Фото: предоставлено образовательным бюро «Лёрнити»

Подписаться: