, 2 мин. на чтение

Как русский хоррор нашел свою идентичность благодаря Маршаку и Гоголю

, 2 мин. на чтение
Как русский хоррор нашел свою идентичность благодаря Маршаку и Гоголю


Спать ложатся все на свете.
Спят и взрослые и дети,
Спит и ласточка и слон,
Но не спит один Антон.
<…>
Вдруг он слышит: — Дили-дон! —
Появился Угомон.

Этот фрагмент длинной стихотворной сказки Самуила Маршака звучит в начале нового русского хоррора «Рассвет» (в прокате с 31 января) — дебютной работы клипмейкера Павла Сидорова. Вроде бы невинное, но на деле совершенно зловещее стихотворение Маршака служит зачином и отчасти ключом к происходящему на экране. Зло, охотящееся за героиней и в прологе убившее ее мать (Оксана Акиньшина), до некоторого момента и называют Угомоном — монстром, приходящим во сне. У Маршака Угомон убаюкивает не только непоседливого Антона с Малой Бронной, но и, например, пассажиров самолета, а также награжден эпитетами «тихий» и «строгий». В общем, даже странно, что героем ужастика придуманный советским детским поэтом хтонический Оле Лукойе стал только сейчас.

Странно и отрадно. «Рассвет» — это, безусловно, не моментальная классика и не шедевр на все времена. Однако фильм Сидорова доходчиво показывает (и продолжает, но об этом позднее) путь развития жанра, который в отечественном кинопространстве много лет упорно не хотел приживаться. Оно и неудивительно. Одним из ярких примеров старомодного и неудачного подхода к производству фильмов ужасов можно считать, например, недавнее «Проигранное место» Надежды Михалковой. И дело тут не в формальных недостатках (хотя и они, увы, имеются), а в том, что сюжет о проклятом кресле кинотеатра на уровне идеи выглядит калькой с двадцатилетней давности американских «Городских легенд» с молодым Джаредом Лето.

Проблема в том, что хоррор — жанр почти фольклорный. В нем неизбежно должна быть заложена апелляция к каким-то корневым, почти подсознательным для зрителя вещам. К тому, что называют, если угодно, культурным кодом. Только тогда происходящее на экране наполняется потусторонним внутренним светом, который на самом деле (а не скримеры и кровища) и держит зрителя в напряжении.

Западная культура в этом смысле всегда имеет наготове беспроигрышное сочетание Эдгара По, Лавкрафта и Брэма Стокера. У нас же кинематографисты почему-то долгое время стеснялись обращаться к классике и фольклору, хотя успех, скажем, «Ночного дозора» был очень во многом основан как раз на гоголевских мотивах. И неудивительно, что новейшим коммерческим прорывом в области мистического кинематографа стали «Пиковая дама» и «Невеста» Святослава Подгаевского (и продюсера «Рассвета» Владислава Северцева), ловко сыгравшие на фольклорном поле, — американский ремейк «Невесты» уже запущен в производство. Однако формат очень страшной сказки, освоенный Подгаевским (в производстве у него уже находится фильм «Яга», который продюсирует Александр Роднянский), — это лишь один из вариантов источника вдохновения. Другим феноменом можно вполне считать франшизу «Гоголь», в которой, несмотря на все огрехи, была точно поймана атмосфера очень русского, вязкого и в то же время веселого кошмара (не говоря уже о гениально придуманном новом облике Вия). Наконец, год назад почти незамеченным, увы, прошел придуманный и снятый Ильей Куликовым («Полицейский с Рублевки», «Закон каменных джунглей») «Конверт», в котором речь шла не о литературном, а о вполне реальном русском древнем зле — дурной крови в нашей истории тоже предостаточно.

Если вернуться к «Рассвету», то он еще больше расширяет границы жанрового многообразия. Оказывается, что в матрицу из детских стихов и новостных сводок о сельских религиозных культах как влитые ложатся и посттравматический синдром, и сюжет о том, что таят осознанные сновидения, и совершенно голливудская блондинка в красном с раздвоением личности. Даже с учетом того, что здесь не всегда сходятся концы с концами, путешествие на территорию русской нечистой силы благодаря сновидческому монтажу получилось увлекательным. А главное — обещающим новые географические открытия. Только представьте, какой ужастик мог бы получиться из истории домовенка Кузи. Или куда мог уплыть по темной речке выроненный Таней мячик.

Classifieds

Мужская коллекция TEGIN
Московская зима – лучшее время для кашемира TEGIN. Мужская коллекция сочетает стиль и комфорт и делает вас по-настоящему защищенным от всех невзгод.
Аренда автомобилей MINI. Выбери свой.
#miniнамесяц это 40000₽ и любой хетчбэк твой. Для путешествий и просто погонять. Круче каршеринга!
Нетривиальные подарки и забавы
Больше никакой суеты и проблем с подарками. Рюкзак маме, носки коллеге, термос деду и штопор в виде единорога себе.
Сумки из натуральной кожи Maxim Sharov
29 и 30 декабря дизайнер сумок Максим Шаров (Maxim Sharov) устраивает в своей мастерской на Китай-городе предновогоднюю распродажу.
La Moscovite — шелковые платки в русском стиле
Русская сказка на итальянском шёлке. Платки с традиционными узорами Русского Севера. Праздничные скидки!
Нарядные велосипедные подарки
Спасаем людей по запросу "велосипедный подарок купить срочно спасите у него все есть но очень любит велосипеды"
+ Добавить объявление
Добавить объявление
JPG, GIF, 600x600 px
0/50 0/200
Формат: +7 (495) 200-34-15
Предварительный просмотр