Наталья Волкова

Почему вы должны меня знать: реконструктор кокошников Юханн Никадимус

2 мин. на чтение

Я родился и вырос в Казани, в Москве живу 13 лет. Сначала почти десять лет работал управляющим розничной сети по продаже одежды, сейчас занят в fashion-индустрии. Мои предки — ассирийцы, жившие в Персии. Как они оказались в России, с какой именно волной эмиграции, я не знаю точно. Но на Ваганьковском кладбище я нашел могилы XIX века ближайших родственников.

Старинным шитьем жемчугом я занимаюсь с 2014 года — реконструирую кокошники по музейным образцам с сохранением всех технологических процессов. Поначалу меня заинтересовало, если есть пластиковые сувенирные кокошники, то как выглядели старинные, кто их носил и как они сделаны, из каких материалов.

Специального образования в области декоративно-прикладного искусства у меня нет, и разобраться мне помогла золотошвея Ярина Николаева, занимающаяся традиционным русским костюмом, обучила старинным техникам вышивки. Теперь вместе с моим учителем мы ведем лекции и мастер-классы.

Моя специальность — узкая, конечно, но я нарочно выбрал реконструкцию только старинных женских головных уборов. Работа над одним изделием занимает от месяца. Материалы, которые я использую, часто антикварные, собираю их благодаря интернету по разным уголкам мира.

Работая над новым кокошником, я стараюсь сделать не точную копию, а «еще один» головной убор, глядя на который мы бы подумали, что он сделан в XVIII–XIX веке мастерами-современниками.

Все знают, что такое кокошник, но мало кто его видел — по большей части, только в музеях и за стеклом. Расширить представление людей о старинном русском костюме еще одна моя задача и мотиватор, для реализации этой идеи я веду блог в инстаграме, где рассказываю о кокошниках, делаю подборки винтажных иллюстраций, выкладываю фотографии музейных предметов и свои работы.

Часто сталкиваюсь с тем, что люди думают, будто к кокошнику все «приклеено». Но на самом деле я шью их, даже не вышиваю. В создании кокошника используется шитье жемчугом, золотное шитье. Нужно сшить кокошник с основой, пришить к нему подходящую историческую подкладку.

Некоторые реплики кокошников я оформляю в застекленные футляры и реализую как современные предметы интерьера. Уверен, это достойное место для такого знакового исторического предмета наравне с иранскими коврами, китайскими вазами, африканскими статуэтками.

В Москве есть музеи чего угодно, от солидных исторических до собраний советских игровых автоматов. Мне бы хотелось открыть первый в России музей кокошника.

Фото: Игорь Мухин

Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru

Подписаться: