search Поиск
Давид Крамер

Один день на (половине) ВДНХ

17 мин. на чтение

ВДНХ снова переживает значительные перемены. Несколько лет главный выставочный комплекс России находится на глобальной дорогостоящей реконструкции и, судя по всему, будет еще долго.

Заявленная цель капитального обновления территории — сделать ее одной из ярчайших достопримечательностей Европы. Тем не менее около половины всего выставочного комплекса открыто для посетителей и даже во время строительных работ имеет колоссальную годовую посещаемость. Что-то пока еще под строительными лесами, часть ВДНХ уже открыта после реставрации, а отдельные места еще только ожидают ремонта и находятся в позапрошлом десятилетии.

Славься, Родина обильная

К сегодняшнему наполовину обновленному облику ВДНХ шла несколькими ключевыми этапами. К 20-летию Октябрьской революции Сталин и окружение желали продемонстрировать миру успехи коллективизации. Для выставки планировалось несколько площадок, причем нынешняя первоначально отвергалась как неудобная. Выставка должна была включать следующие разделы:

  • социалистическая реконструкция сельского хозяйства и победа колхозного строя;
  • социалистическое сельское хозяйство республик, краев и областей;
  • совхозы;
  • механизация и электрификация сельского хозяйства;
  • зерновые и технические культуры;
  • социалистическое животноводство;
  • показ народного творчества и массовой художественной самодеятельности.

Вскоре к программе добавили павильоны Украинской ССР, Белорусской ССР и другие. Увы, организации мероприятия помешал сталинский террор 1937 года. Несколько ключевых народных комиссаров (министров) и участников выставочного комитета были сначала арестованы, потом расстреляны. По иронии среди формулировок сфабрикованных обвинений было «вредительство на строительстве сельскохозяйственной выставки».

Комплекс ВДНХ был торжественно открыт 1 августа 1939 года. С приветственной речью к собравшимся выступил Молотов. В завершении торжественной части была исполнена новая песня «Славься, Родина обильная», специально к открытию написанная композитором Исааком Дунаевским.

Выставка была закрыта в 1941 году из-за войны. Современный вид комплекс приобрел во время полномасштабных преобразований в начале 1950-х. Именно тогда были установлены самые яркие павильоны в стиле сталинский ампир (включая колоссальное здание, ныне известное как павильон «Космонавтика и авиация»).

В период оттепели и застоя 1960–1985 годов ВДНХ пополнялась новыми достижениями советской индустрии (в первую очередь космонавтики), а после распада СССР пришла в упадок. Большая часть экспозиции была ликвидирована, многие павильоны превратились в склады или площадки для коммерческой торговли. Кое-что, например спутники и самолеты, вообще было пущено на металлолом. По выражению управляющего одной из компаний-инвесторов нынешней реставрации, «ВДНХ устарела — это была старомодная штука, где торговали чебуреками. И с этим надо было что-то делать».

Реконструкция

С 2014 года происходит колоссальная реконструкция всей территории, вложены миллиарды. Амбиция властей — превратить ВДНХ в достопримечательность не просто всероссийского, но мирового масштаба. Большая часть комплекса нуждалась в восстановлении. Многие элементы, включая фонтаны, не реставрировались никогда прежде. Этой зимой мэр Собянин заявил, что ВДНХ стала самым посещаемым местом в городе. Посещаемость планируют увеличить с 30 млн человек в год до 45 млн.

ВДНХ будет разделена на семь зон: Центральная аллея с выставочным пространством «Музейный город», парк аттракционов, образовательный комплекс «Парк знаний», ландшафтный парк, парк ремесел, зона «Экспо» и парк «Останкино». Некоторые павильоны уже открыты, среди них исторический парк «Россия — моя история», павильон «Космос», Политехнический музей и др. Основную часть территории комплекса займут парки: парк ВДНХ (87 га) и «Останкино» (82 га). Парк ВДНХ будет включать в себя пять природных зон. Через оба парка будет проходить большая прогулочная полоса. Помимо пешеходов она будет доступна для общественного транспорта и велосипедистов.

Лучше передвигаться на колесах

Даже невзирая на масштабные реставрационные работы, на ВДНХ есть что посмотреть и чем заняться. Но нужно понимать, что площадь большая, пешком обойти всю территорию за короткое время непросто. Так что если есть желание увидеть побольше за один день, лучше взять напрокат что-нибудь с колесами.

К счастью, парк предлагает массу возможностей взять напрокат средства передвижения, от велосипедов и роликов до более экзотических. Вот, к примеру, что предлагает пункт проката при входе в парк «Останкино»:

  • гироскутеры — 300 руб./15 мин;
  • велосипеды — 300 руб./1 ч;
  • веломобили — 400 руб./20 мин;
  • сегвеи — 500 руб./15 мин;
  • электромашинки — 200 руб./15 мин;
  • электросамокаты — 1000 руб./30 мин.

Павильоны как произведения искусства

Хотя большинство павильонов ВДНХ закрыто для входа из-за реконструкции, на многие из них стоит хоть раз взглянуть снаружи, лучше подробно. Многие — настоящие шедевры советской архитектуры сталинской эпохи. Непревзойденная по качеству детализация, проработка декора, скульптурные композиции превращают некоторые павильоны в ювелирные предметы роскоши, увеличенные до размера здания.

Вот мой небольшой архитектурный топ-лист ВДНХ:

  • Павильон №1 «Центральный» 1954 г., архитекторы — Ю. В. Щуко и Е. А. Столяров.

Павильон №1 спроектирован как идеологический центр и одновременно врата выставочного комплекса, архитектурная доминанта ансамбля площади Колхозов. В настоящее время здание на реконструкции.

Павильон выполнен в неоклассическом стиле и имеет сходство с центральной башней здания Адмиралтейства в Петербурге. Архитекторы использовали приемы, пригодившиеся при проектировании Дворца Советов — ступенчатая композиция с упором на восприятие с дальней дистанции. На фасаде были установлены герб СССР и 16 медальонов с гербами 16 союзных республик, существовавших на момент 1954 года.

  • Павильон №34 «Космос» (бывший «Механизация») 1939 и 1954 гг. Архитекторы — И. Г. Таранов, В. С. Андреев, Н. А. Быкова.
    Скульптуры и барельефы — С. Д. Меркуров.

Павильон «Космонавтика и электрификация», пожалуй, самое выдающееся сооружение на ВДНХ по масштабу, инженерии и архитектуре. Это одна из вершин не просто сталинского ампира, но и всего советского искусства во времена постройки. Высота стеклянного купола — 75 метров. Уровень детализации и декора, скульптурные композиции превосходят все павильоны ВДНХ вместе взятые. Автор большинства скульптур — советская легенда Сергей Меркуров. Скульптор получил заказ всего за месяц (!) до открытия в 1939 году. Другие кандидаты, включая еще одну легенду соцреализма Мухину, не взяли заказ из-за невозможных сроков. Чтобы уложиться к открытию, Меркуров заставил десятки студентов и работников жить в павильоне безвылазно в казарменных условиях, зато полностью отказался от гонорара в пользу своих подчиненных.

Здание, известное сейчас как павильон «Космос», неоднократно меняло название и экспозицию. В 1954 году «Космос» назывался «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». Как тогда, так и сейчас это сооружение — самое крупное и сложное во всем комплексе ВДНХ. Выставки были в основном посвящены машиностроению: среди экспонатов появились детали гигантских паровых турбин, прокатные станы и макеты мартеновских печей. В 1990-х здание пришло в упадок — выставочные стенды заменили коммерческие киоски с цветами. В 2016-м мэр объявил о масштабной реставрации павильона и его перестройке в музейный комплекс «Космос». В 2018-м павильон был открыт публике.

  • Павильон №67 «Советская печать» (бывший «Карело-Финская ССР») 1954 г., архитекторы — Ф. И. Рехмуков, А. Я. Резниченко.

Удивительный гибрид неоклассики сталинского ампира с традиционной архитектурой северных народов Карелии. На послевоенной ВСХВ (старое название ВДНХ) — экспозиция Карело-Финской ССР. Его главный фасад решен в виде шестиколонного портика с фронтоном. Облицовка колонн выполнена из красного финского гранита, капители украшены накладками из меди. Композицию завершает неземной красоты деревянный резной фронтон. Деревянная скульптурная группа посвящена отраслям народного хозяйства Карелии — земледелию, лесному хозяйству, животноводству и рыболовству.

  • Павильон №66 «Советская культура» (бывший «Узбекская ССР») 1954 г., архитекторы — Ф. И. Рехмуков, А. Я. Резниченко.

Знаковый элемент павильона — почти ювелирной работы ротонда. Фасад украшен орнаментом по мотивам национальных узоров. Портал главного входа решен в виде ниши, расцвеченной узбекским ковром. Мотив хлопковой коробочки — центральный во всей архитектуре здания. Он интегрирован в композиции как капителей, так и панно, карнизов и других элементов. Использование этого символа должно было говорить об успехах Узбекской ССР в хлопковой промышленности.

  • Павильон №58 «Земледелие» («Украинская ССР») 1954 г., архитектор — С. Н. Полупанов.

В конце мая в павильоне, известном сейчас как «Земледелие», мэр Собянин открыл музей славянской письменности. Изначально это был павильон Украинской ССР — второй по величине и населению республике Советского Союза. Проект павильона курировал лично Хрущев. Его объем составляет 24 тыс. кубометров, общая площадь залов — 1600 кв. метров, высота основного объема здания — 15,5 метра, с куполом — 26 метров, со шпилем — 42 метра. Фасад, облицованный керамическими блоками, и его карниз украшены лепниной с изображением золотых колосьев, символизировавших изобилие в республике. Обрамленную венком входную арку украшает витраж с изображением Переяславской рады, 300-летие которой отмечалось в год постройки павильона (художники — Я. В. Боня, В. В. Давыдова, С. А. Кириченко, С. Б. Отрощенко); в основе композиции витража лежит картина Михаила Хмелько «Навеки с Москвой, навеки с русским народом». По четырем углам карниза установлены скульптуры девушек с лавровыми венками в руках, а у входа в павильон — две скульптурные группы — «Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства».

  •  Статуя «Рабочий и колхозница» 1937 г., скульптор — В. И. Мухина.

Шедевр советского и мирового модернизма XX века. Автором концепции скульптуры, созданной для советского павильона Всемирной выставки в Париже в 1937 году, стал архитектор Борис Иофан, воплотила его замысел Вера Мухина.

В 2009 году реконструированный комплекс открылся для посетителей — статую установили на павильон-постамент, который повторяет оригинальный павильон 1937 года.

Полет нормальный. Экспозиция павильона «Космос»

Выставочное пространство «Космоса» состоит из трех разделов. «КБ-1. Космический бульвар» посвящен достижениям космонавтики ХХ века, там представлены макеты ракет, спутников и гигантских двигателей. Из главного — 30-тонная модель станции «Мир» масштаба 1:1, спускаемый аппарат «Союз» и ракета-носитель. Раздел «КБ-2. Конструкторское бюро» рассказывает о научных разработках в космической сфере, включая биологию. Эта часть павильона похожа на лабораторию из голливудских фильмов. «КБ-3. Космодром будущего» посвящен скорее будущему и «занимательной научной фантастике». Здесь можно поиграть в «научные» игровые автоматы и посетить 5D-кинотеатр «Космическая сфера». Хотя экспонаты расположены немного хаотично, в сочетании с бескрайним пространством стеклянных сводов все выглядит величественно.

Среди достоинств — интерактивность некоторых макетов модулей космических станций. В них можно залезать внутрь. Отдельного внимания заслуживает гигантский сферический экран, изображающий вращение Земли в разное время суток. Павильон «Космос» действительно провоцирует интерес к предмету и вызывает гордость не только за достижения русской науки, но и человечества вообще. Тем более странной выглядит выставка «новейших» роботов в следующем павильоне.

Терминатор: восстание машин — выставка «Робостанция»

В 1992 году я сходил с младшим братом на экскурсию в Политехнический музей на «Китай-городе». Помню, обещали показать настоящего робота. Познания о робототехнике я черпал из фильмов про Терминатора и Робокопа. Я, конечно, не ожидал полноценного искусственного интеллекта советского производства, и все же, к моему разочарованию, обещанный робот оказался подобием пылесоса с лампочками в виде глаз. Экскурсовод нажал на кнопочку, и заиграла запись: «Привет, дорогие дети… » Мы с братом ушли с поникшими головами. Помню, я сказал ему: «Не переживай, твои дети увидят еще нормальных роботов». Прошло 27 лет. У брата двое детей — девочки 5 и 8 лет.

Воспользовавшись рабочей необходимостью, я приглашаю его с семьей реализовать наше старое пожелание на выставке «Робостанция». За эти годы нашего киноопыта о робототехнике прибавилось: фильмы «Я, робот» и «Из машины», сериалы «Футурама» и «Черное зеркало»…  Ну и 27 лет прошло, поэтому ожидания возросли.

За это время ничего не изменилось — те же говорящие пылесосы, что и 27 лет назад в Политехе, только белые и блестящие. Справедливости ради хочу отметить, что они хотя бы что-то умеют делать — могут танцевать, предсказывать судьбу, играть в шашки и даже цитировать Земфиру. Но в общем и целом местные человекоподобные машины не сильно преобразились с момента крушения Берлинской стены. Из чего-то более или менее запоминающегося — механические рыбки. Они похожи на пластиковых пираний и хорошо смотрелись бы на службе у суперзлодея из фильмов о Джеймсе Бонде. Робот, похожий на белый пылесос, ездит метр вперед, метр назад и говорит: «Не трогайте меня, не трогайте меня». В музее очень шумно, периодически вообще не слышно, что говорят представители искусственного интеллекта. К сожалению, половина роботов, которые по идее должны общаться с посетителями, не разговаривают, как обещано. Парадоксально, но именно маленькие машины чаще делают более интересные вещи, чем крупные. Маленький азиатский робот, например, может отжиматься. Некоторые экспонаты напоминают футуристическую комнату ужасов вроде робота-предсказателя, похожего на древнее огородное пугало. Пугают также автоматическая колыбель, качающая резинового младенца, и робот «Пушкин» (не шучу, там есть такой). Последний особо страшен. Есть механическая пластиковая женщина, которой можно дать пять ладонью. Мои племянницы оказались в полном восторге. И вообще у меня создалось впечатление, что все дети в павильоне вполне счастливы. У меня нет претензий к организаторам павильона. У меня есть претензии к современной науке. Человек слетал на Луну 50 лет назад, окутал интернетом всю планету. Мы живем, не отрывая глаз от гаджетов. Тогда почему в первой четверти XXI века роботы до сих пор выглядят как неуклюжие говорящие тостеры? А мы с братом уходим с такими же кислыми минами, как и почти 30 лет назад. Кто знает, может, нашим правнукам повезет наконец повстречать нормальных роботов…  Или нам — но уже в доме престарелых.

«Мирный» атом. Экспозиция Политехнического музея на ВДНХ

После карикатурных роботов моя вера в научные выставки на ВДНХ упала ниже плинтуса. Тем неожиданнее оказывается филиал Политехнического музея. Эта экспозиция, как я понимаю, временная, так как московский Политехнический музей находится на реконструкции. Выставка поделена на семь частей, каждая со своим главным экспонатом. Среди них разделы, посвященные энергии атома, медицине, радиотехнике, электричеству. Самое необычное в этом павильоне не то, что там выставлено, а как именно — ярко и контрастно. Каждая лампочка выглядит произведением искусства. Представлена в основном советская и российская наука. В отличие от выставки роботов Политех действительно интерактивен. Сначала попадаешь в раздел радио. Оказывается, хлам с бабушкиной дачи может быть интересным. Автоматически демонстрация старой техники превращается в выставку прикладного дизайна. В первую очередь поражают гигантские размеры первых радиоламп. Среди прочих интерактивных инсталляций есть электронная модель Большого взрыва, которую можно просматривать взад и вперед. Лично меня больше всего впечатляет раздел атомной энергетики. Гвоздь программы — модель первой ядерной бомбы в натуральную величину. Если нажать на кнопку, можно услышать громкую сирену ядерной тревоги. «По америкосам, прикинь, долбануть такой фигней?» — говорит один десятилетний посетитель другу. Оба жмут на кнопку ядерной сирены по нескольку раз. В этом же разделе есть интерактивная модель одной из первых атомных электростанций. Возможно, из-за недавно просмотренного сериала «Чернобыль» эта модель пробирает меня до мурашек.

Исчезнувшая цивилизация. Павильоны Армении и Белоруссии

Реконструкция пока добралась не до всех зданий ВДНХ. В двух из них как минимум — павильонах Армении и Белоруссии — 1990-е будто застыли навсегда. Сейчас это воспринимается как уходящая в прошлое экзотика. В Москве, где идет курс на очистку и полировку всего и вся, скоро не останется мест такой случайной, хаотичной и плохо оформленной торговли. Уж точно не в зданиях федерального значения. Оба павильона союзных республик — архитектурные шедевры своей эпохи. Как и некоторые другие точки ВДНХ, эти здания выполнены с таким высоким качеством декора, что являются практически арт-объектами. Чего только стоят фронтон и входная группа павильона Белоруссии с цветными керамическими изображениями фруктов и овощей! Поэтому, само собой, кажется, что, войдя внутрь, увидишь нечто равное экстерьеру — а именно нечто божественно красивое. Увы и ах. Войдя в оба здания, оказываешься в темном унылом помещении, где остатки удивительных интерьеров загорожены дешевыми киосками.

В случае павильона Армении дела обстоят чуть лучше. Как минимум здесь есть неплохой старый ресторан «Арарат», дегустационный зал коньячной фирмы и продаются удивительные экзотические вещи из этой красивой страны. Из самых неожиданных — армянские сигареты с большим разнообразием марок.

С павильоном Белоруссии дела обстоят беспросветно. Интерьер рассечен торговыми рядами из дешевых конструкций, где продают некрасивую яркую одежду и косметику локального производства. Кажется, что время здесь остановилось и, выйдя наружу, попадешь обратно в СССР эпохи Горбачева. Задний зал — подобие магазина очень, подчеркиваю, очень плохой мебели. Депрессивную атмосферу дополняют старые советские манекены в национальных рубахах-вышиванках. Прямо здесь можно снимать ремейк фильма «Бумер» и сериала «Бригада», сэкономив на декорациях.

Глубокое синее море. Москвариум

«Куда ты пошла? Быстро вернулась! Идем твоих акул смотреть». Усталая мама на входе одергивает дочку, тушит сигарету каблуком и заходит внутрь. Я иду за ними смотреть рыб.

Крупнейший в Европе аквариумный комплекс в 2015 году открывали Собянин с Путиным, а спонсировали такие серьезные люди, как Ротенберг. Москвариум содержит около 25 тыс. тонн морской воды, для его поддержания требуются 80 тонн соли ежемесячно.

Здание делится на площадку для аквариумов и водных шоу, а также центр плавания с дельфинами. На нижнем этаже располагаются 80 аквариумов с более чем 600 видами рыб и животных, включая косаток, дельфинов, моржей, акул, электрических скатов, крокодилов и др. Экспозиция делится на тематические зоны: пресные и морские воды России, водоемы Южной Америки и Африки, коралловый зал и др. В зоне аквариумов находится контактный бассейн, где можно буквально потрогать морских гадов. Для плавания с дельфинами открыты семь бассейнов.

В помещениях душновато и многолюдно. Помимо морской воды в здании образуется море из шумных детей и раздраженных родителей. Но если перестать их замечать, то через помутневшие от следов рук стекла открываются невиданные вне телевизора существа. Электрического ската точно нигде больше не потрогать.

На выходе я встречаю ту же маму с дочкой. Дочка танцует с только что купленным ей плюшевым тюленем. «Я тебе сказала не валять его о грязь! Куда пошла?!» — устало кричит мама, потушив еще одну тонкую сигарету каблуком.

Перерыв на обед

После обхода основных мест с едой я в итоге выбрал неплохой вьетнамский суп в открытом фуд-корте. Вот где еще предлагает ВДНХ пообедать:

  • «Макдоналдс». Поборники ЗОЖа не сочтут это едой, но широкая публика другого мнения. На ВДНХ «Макдоналдс» расположен в очень уютном сквере, среди деревьев и недалеко от Главного павильона. Именно поэтому не столько в нем, сколько вокруг много мам с колясками. Там просто приятно сидеть.
  • Ресторан «Арарат», павильон Армении. Стоит брать то, за чем пришли: хачапури, кюфту, хинкали и пити.
  • «Оттепель» — ресторан открылся в этом году в павильоне «Шелководство», построенном еще до войны. Меню заведения ориентируется на ностальгические народные блюда из бывших советских республик, к примеру форшмак и пельмени. Бургеры тоже имеются.
  • Фуд-корт находится на Центральной аллее, между павильонами 64 и 65. Среди кафе: Gyros For Heroes, блинная «Теремок», «Пян-се», закусочная с морепродуктами Shrimp Box, «Крымский чебурек», азиатская лавка Pho Bo и салат-бар Salaterra.
  • «Московское небо» — ресторан с красивой верандой тоже ориентируется на ностальгию по СССР. Здесь предлагают новаторский подход к советской кухне. Оливье здесь готовят с пастрами, а солянку подают с копченой сметаной. Интерьер похож на утопические представления о советском прошлом.

Пища духовная и патриотическая. Образовательный парк «Россия моя история»

Задуманный как исторический Диснейленд, выставочный комплекс «Россия — моя история» был открыт в 2015 году при поддержке Патриаршего совета по культуре. Результат до сих пор вызывает ожесточенные споры. Либеральная общественность и многие историки осуждают его как пропаганду православного взгляда на российское прошлое. Широкая публика, в особенности консервативных взглядов, проект поддерживает. В любом случае предмет спора я никогда не видел своими глазами. Концепция сети (по стране их уже 15) исторических парков «Россия — моя история» в том, чтобы заинтересовать историей России младшее поколение с помощью современных технологий.

Комплекс поделен по нескольким историческим периодам — «Рюриковичи», «Романовы» и «ХХ век». Если не вдаваться в контекст, то сама экспозиция — это в основном серия ярких электронных плакатов-экранов с движущимися надписями и картинками. Выглядит все в целом живописно, но их слишком много. Они напоминают иллюстрированные шпаргалки по истории, перемешавшиеся в портфеле перед контрольной. Что-то выглядит как действительно интересный познавательный материал, что-то — как дешевая наклейка на холодильник. Есть несколько вещей, которые, на мой взгляд, сделаны нечеловечески круто — прежде всего экран-купол, на который проецируются изображения. Он похож на расписанный интерьер церкви, где фрески постоянно меняются. Конечно, относиться всерьез как к исторической выставке к «России — моей истории» нельзя. Это даже не Диснейленд, а скорее «Макдоналдс» от истории — серия красивых мультяшных плакатов, местами буквальных. По пути то и дело встречаешь портреты известных деятелей с цитатами крупным шрифтом. Увы, некоторые из этих цитат никогда не были произнесены, и это доказанный историками факт. В итоге если бы не крайне тенденциозная, если не сказать, сектантская, подача материала, то мог бы быть вполне себе отличный развлекательно-исторический комплекс. Но уклон с православно-монархическим привкусом в подаче информации здесь повсюду. Будь я ребенком, я бы решил, что тысячелетняя держава состоялась и не погибла исключительно молитвами духовенства.

Вниз не смотреть. Веревочный парк Sky Town

«Да вы не бойтесь. Видите ту девушку в красном? Она висит на той лебедке. Сначала она тоже боялась высоты, ее чуть не вырвало от страха. А теперь уже третий раз сама меня просит сюда прийти. Все будет нормально, только вниз смотрите пореже», — спортивный парень лет двадцати хлопает меня по плечу, и я иду в кассу как на Голгофу.

Веревочный парк Sky Town — это масштабное сооружение высотой 16 метров, имеет три этажа, три уровня сложности, 90 элементов препятствий, аттракцион «Гигантские качели» и зону детского паркура.

Другими словами, это все, о чем я мог мечтать лет в десять, и все, о чем может мечтать среднестатистический шимпанзе в зоопарке, только больше и выше. В парке используется профессиональное альпинистское снаряжение. Посетителям предоставляется возможность провести тимбилдинг, спортивный праздник, корпоративное мероприятие и даже банкет на высоте. Цены вполне божеские. Что удобно — это то, что сам выбираешь себе маршруты и испытания. Со слов посетителей, в других веревочных парках свободы выбора гораздо меньше.

Первый уровень — «Детский паркур» для детей до 140 см. Там висят и лазают дошкольники. Препятствия и оборудование как у взрослых, только низко: лестницы, веревки, раскачивающиеся бревна, вертящиеся покрышки, на которых нелегко удержать равновесие. Эх, почему я родился в 1970-х?

Второй, третий и четвертый уровни — для взрослых и детей ростом от 140 см. Первые 15 минут пробуешь себя на втором уровне, потом потихоньку поднимаешься выше. Сложность испытаний обозначена цветами замков для страховки — синий, красный и черный; черный — самый сложный, зеленый — зона перехода. Можно ориентироваться на это, выбирая трассы.

На втором уровне реально пройти все испытания. На третьем на некоторые уже не иду — перспектива стошнить на голову чьего-нибудь восьмилетнего сына кажется мне сомнительной.

На четвертый уровень меня заставляет пойти тот самый спортивный парень, которого я встретил на входе. Один я бы точно не пошел. Хоть страховка и выдерживает несколько тонн, болтаться на такой высоте даже молодому и ловкому может быть страшно. А что до меня — я проползаю по длинной трубе и возвращаюсь по канату с веревочной поддержкой. Ноги трясутся.

Есть много других интересных испытаний: канаты, элементы скалодрома, велосипед на бревне и крутящиеся бочки. Масса эмоций и легкая тошнота гарантированы, сходите, не пожалеете…  а я пока немного передохну. 

Размышления по дороге домой

После целого дня на ВДНХ мои ступни онемели. Усталый и довольный, на подгибающихся ногах я с улыбкой еду домой. Трудно пока рассматривать уже открытую половину ВДНХ как заявленное восьмое чудо света. На это может (и всегда могла) претендовать лишь невероятная архитектура сталинской эпохи. Но то, что сейчас есть — это красивый, живой, богатый несколькими отличными музеями и божественной красоты павильонами зеленый парк. Может, это и не так много, но и не мало. То, что ВДНХ может предложить москвичу или туристу, не обойти (в нормальном режиме) за один или два дня. На что будет способна целая ВДНХ после реконструкции — даже страшно представить.

Фото: Владимир Зуев

Подписаться: