Евгения Гершкович

Дом недели: усадьба Смирнова — Лопатиной на улице Бурденко

2 мин. на чтение

От Зубовской площади к западу тянется до Плющихи довольно длинная улица. Неспроста до 1947 года она звалась Долгим переулком. Потом ее переименовали в честь основоположника нейрохирургии, главного хирурга Красной армии, участника Русско-японской войны, академика в улицу Бурденко. Николай Нилович Бурденко жил в этих местах до своей кончины в 1946 году, и сейчас его дом снесен.

В начале XIX века район около сквера Девичьего поля с кривыми переулками, спускавшимися к Москве-реке и Новодевичьему монастырю, считался аристократической местностью, обживаемой дворянским сословием и представителями Русской императорской армии.

1986

Один из здешних земельных участков принадлежал премьер-майору Ивану Тимофеевичу Зиновьеву, построившему в 1802 году несколько деревянных жилых и хозяйственных корпусов. Строения окружал тенистый сад.

Вот только главного дома своей городской усадьбы Зиновьев, хотя и намеревался, построить до войны 1812 года так и не успел. Имевшиеся корпуса погорели в огне пожара.

Земля стояла пустой долго, вплоть до 1837 года. Тогда владельцем стал титулярный советник Христофор Гаврилович Смирнов. К слову, по соседству в том же переулке после пожара коллежский советник Гавриил Иванович Палибин в 1818 году отстроил деревянный дом с образцовым фасадом от Комиссии для строений. Выдержанный в ампирных формах возводит дом и Христофор Смирнов. Фасад одноэтажного деревянного строения разворачивает вдоль Долгого переулка (ул. Бурденко, 12).

Предположительно, одноэтажный флигель, который выходил на 2-й Неопалимовский переулок, предназначался для торговых лавок. Но все-таки сохранил жилую функцию.

Супруга статского советника Екатерина Ильинична Степанова, новая владелица, за счет пристройки со стороны двора в 1859 году внесла изменения в композицию усадьбы.

В 1892 году городскую усадьбу на Девичьем поле приобретает супруга почетного гражданина купчиха Анна Давыдовна Лопатина. Хозяйка решается на очередное обновление недвижимости. К работам привлекается архитектор Александр Ефимович Антонов, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества. До училища работал чертежником на строительстве павильонов Нижегородской выставки.

Известно также, что по проекту архитектора Александра Антонова в неорусском стиле был построен собор Преображения Господня Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (1906–1907). В конструкции Антонов использовал не имевший в то время еще широкого распространения железобетон. Из этого материала были выполнены четыре монолитных столпа, поддерживающие оболочки сводов, также железобетонных.

Фасад ампирного домика купчихи Анны Лопатиной Антонов украсил пышным лепным убранством. Трогательность раннего ампира здесь тонко сочетается с напыщенностью барокко.

Каннелированные пилястры с ионическим завершением обрамили плоскость, прорезанную семью окнами. Над богато отделанным карнизом появился овальный вензель в картуше с буквой Л, кстати, уцелевший до наших дней. Сам дом опять расширяется. С запада к нему делаются пристройки, усадьба же обносится оградой с воротами для въезда. На столбах их покоятся белоснежные гипсовые шары.

В 1914 году, в период моды на доходные дома, имелись планы возведения на участке пятиэтажного дома. В тот момент проект осуществлен не был, однако в 1926 году, во времена нэпа, уже для заказчицы Лидии Николаевны Хрущевой со стороны 2-го Неопалимовского переулка, в исторических границах участка, по проекту архитектора Николая Сергеевича Щербакова строится последний доходный дом в Москве, трехэтажный, вскоре ставший пятиэтажным и нависшим над ампирным особняком, теперь объектом культурного наследия регионального значения.

В этом году на улице Бурденко планируется реставрация дома 14, на стене которого имеется памятная табличка, сообщающая прохожим, что перед ними городская усадьба Смирнова — Лопатиной.

Фото: Максим Мухин, И. Нагайцев/pastvu.com

Подписаться: