search Поиск
Евгения Гершкович

Это мой город: архитектор Сергей Чобан

4 мин. на чтение

Об ощущении материализовавшегося будущего в сегодняшней Москве и о том, что ему хотелось бы изменить в городе.

Я родился…

И вырос в Санкт-Петербурге, городе, который для меня является идеалом архитектуры.

Сейчас живу…

В районе Патриарших прудов, месте сейчас скорее гламурном. Но как немосквичу мне нравится, что в этом районе, при всей его многослойности, присутствует цельный градостроительный характер. Мне, в принципе, нравится эта «слоистость» московской архитектуры, то, как здания разных эпох сосуществуют в едином контексте, создавая неожиданные, интересные мизансцены, контрастное сочетание форм. Как, скажем, Кривоарбатский переулок, где дом Константина Мельникова когда-то строился в окружении доминантных доходных домов. Или, скажем, застройка вокруг Триумфальной площади. Благодаря таким местам город приобретает свой узнаваемый столичный характер, не утрачивая любви к деталям.

Люблю гулять…

В районе, где живу: Никитская, Охотный Ряд, в сторону Кремля. Люблю Коломенское, Архангельское. Но должен признаться, что обычно у меня, к сожалению, довольно мало времени на гуляние. В основном время проходит в работе, на встречах.

Мой любимый район в Москве…

Патриаршие пруды, а также район Цветного бульвара. Мне очень нравится, как в ландшафт этих районов органично вписаны старинные московские храмы: город становится все выше, все плотнее, но храмы по-прежнему не утрачивают свое скульптурное звучание.

Мой нелюбимый район в Москве…

Мне не нравится архитектура 1960–1980-х годов. Не вижу никаких преимуществ в массовой застройке советского модернизма, хотя и отдаю себе отчет в том, что отдельные здания этой эпохи, такие как Дворец пионеров, МХАТ, Театр на Таганке, Музыкальный театр Н. Сац, заслуженно считаются шедеврами своего времени.

Место в Москве, в которое все время собирался, но никак не мог доехать…

Мечтаю побывать в Театре Гонзаго в Архангельском, где никогда не был. Хотелось бы чаще бывать на ВДНХ, особенно летом, хотелось бы летом погулять и по Сколково. Мне интересно подробнее ощутить создаваемую там среду, в процесс развития которой мне посчастливилось быть включенным в самом начале.

Любимые рестораны…

Ничего неожиданного: «Кофемания» на Большой Никитской, Cutfish в Большом Козихинском, «Пробка», ресторан «Сахли», ну и по-прежнему «Пушкинъ», особенно если приезжают гости из других стран. К моему большому сожалению, закрылся ресторан «Недальный Восток» на Тверском бульваре, где я бывал очень часто.

Что в Москве изменилось…

Банально, но факт: Москва стала чище, удобнее, особенно в центре. В целом ты ощущаешь себя как внутри фильма о виртуальном будущем, особенно летом, когда идешь по Большой Никитской или «Зарядью». Это какая-то новая среда, материализованное будущее, и это ощущение мне нравится.

Главное отличие москвичей от жителей других городов…

Бросается в глаза, особенно у молодых людей, большая открытость, внутренняя свобода и желание развиваться.

В Москве лучше, чем в мировых столицах: Нью-Йорке, Берлине, Париже, Лондоне…

Москва — очень динамичный город. Многие решения здесь принимаются действительно быстро, и это не может не импонировать. Скорость преобразования города — очень положительный фактор. Что касается Парижа, там такой скорости с точки зрения преобразования градостроительной среды я не вижу. В Нью-Йорке долго не жил, а в Берлине, где также работаю, скорость также достаточно высока.

Хочу изменить в Москве…

Хотелось бы изменить многое, хотя не думаю, что мои мысли кому-то созвучны. Я, например, убежден в том, что Москва должна более активно выступать в пользу продуманного высотного регламента; строя высотные здания не там, где это экономически интересно, но там, где это необходимо с градостроительной точки зрения. Средняя же этажность застройки не должна превышать 7–8 этажей. Для этого достаточно законодательно определить, что объем высотных градостроительных образований должен составлять не более 15–20% от всей застройки. Таково мое градостроительное видение. При этом если мне на стол ложится градостроительный план земельного участка и в нем прописана плотность, ведущая к высотному кластеру, то я тем не менее считаю возможным не отказываться от такого проекта, максимально проработать его архитектурное решение и сделать, насколько это в моих силах, достойной частью городской среды. Но лишь в том случае, если это градостроительное преобразование уже принятая неотвратимая данность. Я же говорю о более ранней стадии принятия решения о плотности и высотности застройки, когда еще можно задать вопрос, что было бы, если плотность понизилась бы в три раза и какая в таком случае на этом месте возникла бы застройка.

Оперы «Телефон» и «Медиум» на Камерной сцене Большого театра…

Это две одноактные оперы, написанные в 1940-е годы американским композитором итальянского происхождения Джанкарло Менотти. Они имеют разные сюжеты, но традиционно всегда показываются вместе. Первая, «Телефон», игровая, комедийная, вторая, более драматичная, «Медиум», рассказывает об организации спиритических сеансов. Казалось бы, вещи совершенно абстрактные и не привязанные к современности. Однако режиссер Александр Молочников придумал, как сюжетно объединить две истории и пересказать их языком сегодняшнего дня. Я и архитектор Агния Стерлигова (Planet 9) в этом проекте выступаем художниками-постановщиками. Через декорацию мы стремились показать взаимоотношения человека с виртуальным миром, электронными медиа и, как следствие, с подсознанием, с тем, что находится внутри нас, с нашими страхами, мечтами. Мы сразу поняли, что действие должно происходить в какой-то хорошо читаемой, очень цельной форме, с одной стороны, эфемерной, с другой — очень материальной, при этом способной воспроизводить проекции, элементы голограммы и видео. Как архетип использовали купол Храма Дружбы в Павловске. Таким образом, получилось мультимедийное пространство, напоминающее одновременно и пантеон, и гостиную с эфемерными стенами, на которые проецируются человеческие желания.

Премьера двух одноактных опер «Телефон» и «Медиум» состоится 22, 23, 24 марта в Большом театре на Камерной сцене им. Б. А. Покровского.

Фото: Геннадий Грачев для Art and houses

Подписаться: