, 1 мин. на чтение

«В случае с роботами любовь односторонняя» — разработчик роботов-курьеров Дэвид Латкин

Роботы-доставщики давно стали частью городской среды. К машинам на улицах уже привыкли, но вопросы о «внутреннем мире» роботов-доставщиков остались. Как они устроены? Почему не теряются на улицах? Могут ли конкурировать с курьерами-людьми?

Автор FOMOTEKA Виктория Старостина спросила руководителя команды восприятия роботов-доставщиков «Яндекса» Дэвида Латкина о том, зачем роверу башня, как устроено его зрение и почему лучше не пытаться с ним заговорить.

От фанеры до первой партии

Дэвид, как ты стал разработчиком роботов?

Я с детства увлекался техникой: собирал автономных роботов, участвовал в соревнованиях Robocup. Учился по специальности в Политехе в Петербурге. Потом работал над системами, связанными с беспилотными автомобилями. Роботы-доставщики — просто логичное продолжение.

Ты смотрел «Назад в будущее»? Как думаешь, мы придем к тому, что показано в фильме?

Мне кажется, мы точно сможем прийти к чему-то соизмеримому по крутости. Не факт, что это будут летающие машины или скейтборды, но, возможно, продвинутые нейроинтерфейсы, которые позволят управлять техникой силой мысли, или полностью погружающая виртуальная реальность, неотличимая от настоящей.

Технологии развиваются, и их будущее может отличаться от того, как мы его представляли в 1980-х. Но суть остается той же — мы стремимся в будущее, где возможности человека значительно расширяются. Просто это будущее будет выглядеть немного иначе.

Как появилась идея запустить роботов-доставщиков в Москве? 

Она возникла летом 2019 года. У нас уже были наработки по автономным машинам, и мы решили, что можно масштабировать их на малые городские платформы. Первый прототип собрали за два дня — из фанеры, деталей от гироскутера и красной кнопки аварийного отключения. Спустя четыре месяца появилась первая партия — 10 роботов.

Что у робота внутри? Какие технологии лежат в основе его работы?

У робота пять камер. Четыре широкоугольных — спереди, сзади, слева и справа. Они дают обзор на 360 градусов, без слепых зон. Пятая камера — башенная, наверху. Она распознает удаленные объекты вроде светофоров. 

Внутри робота — сенсоры, радары, лидар (технология, использующая пучок света для измерения расстояния. — FOMOTEKA), ультразвуковые датчики и нейросети. Радар видит на расстоянии до 150 метров и помогает предсказать движение, например, автомобилей. Все данные объединяются в единую картину — так робот ориентируется и реагирует на окружающую его обстановку.

Роботы конкурируют с обычными курьерами? 

Наоборот, они помогают сдерживать цены на доставку в пиковые часы, когда курьеров не хватает. Благодаря им доставка остается быстрой и доступной.

Есть ли у ваших роботов характер, как, например, у колонки «Алиса»? 

Нет. Это не тот случай. Если и говорить о «черте характера», то это аккуратность. Робот осторожен, тщательно анализирует обстановку, не торопится. 

А если бы характер все-таки был? 

Представьте сосредоточенного и немного застенчивого трудоголика. Он не очень общительный, предпочитает просто делать свою работу и делает ее хорошо.

Односторонняя любовь, преодоление сугробов и неочевидное FOMO

Что было самым необычным в поведении людей по отношению к роботам?

Большинство реакций — позитивные. Дети обнимают роботов, машут им, взрослые помогают выбраться из сугробов или убирают с тротуара мешающий роботу самокат. Бывает, люди специально едут в другой район, чтобы встретить робота или сделать заказ, который доставит робот. Он стал городской достопримечательностью.

Одна из наших задач — свести к минимуму контакты с людьми. Чем дольше робот ищет возможность проехать, тем дольше кто-то ждет заказ. Например, однажды дети водили вокруг него хоровод. А еще один из роботов был неожиданно «крещен» — священник прочитал молитву и окропил робота святой водой. Такие случаи, конечно, запоминаются, но отвлекают от главного — доставки. Поэтому мы стремимся делать роботов максимально незаметными.

Часто ли роботы застревают зимой? 

Робот-доставщик способен самостоятельно справляться с большинством городских препятствий. В сложных ситуациях он зовет на помощь удаленного оператора, который с помощью камер находит решение. Но в сильный снегопад робот может застрять в сугробе, если «сядет на пузико». Хотя в целом его хорошая проходимость обеспечивается шестью ведущими колесами, сезонной резиной и высокой маневренностью.

А как помочь роботу, который застрял? 

Есть несколько простых правил: во-первых, не надо трогать выпуклые части — это камеры, «глаза» робота; во-вторых, не пытайтесь его поднять — робот весит около 70 кг, а с заказом может быть тяжелее еще на 20 кг; в-третьих, не толкайте его с силой. Если флажок мигает красным, значит, оператор уже подключен и колеса разблокированы. В этом случае можно аккуратно подтолкнуть робота сзади. Если двигается легко, значит, можно помочь. В любом другом случае лучше не трогать. Обычно проблему удается решить за пару минут, но, если это невозможно, на место выезжает команда поддержки. Каждая такая ситуация помогает роботу учиться и в будущем справляться с трудностями самостоятельно.

Есть ли у роботов реакции на людей?

В случае с роботами любовь односторонняя. Они не выражают эмоции.

Дэвид Латкин

У вас бывало такое, чтобы робота или заказ, который он вез, украли?

Роботов не крали. Они всегда отображаются на карте и оснащены множеством датчиков. В сложной и непонятной для него ситуации робот может позвать на помощь удаленного оператора. Заказы тоже не похищали. Открыть отсек с заказом может только сам пользователь — через приложение, после уведомления о прибытии робота.

Как изменилось отношение москвичей к роботам-доставщикам? 

В районах, где роботы работают, они уже воспринимаются как часть городской среды. Часть привычной логистики, как раньше почтовый ящик или киоск.

Представим, что через 10 лет доставку выполняют только роботы. Каким будет город?

Выделенные робозоны, умные светофоры, пандусы, роботопригодные подъезды. Хорошо бы, чтобы робот мог сам зайти в дом и подняться на нужный этаж. Сейчас он даже не может позвонить в домофон.

Как думаешь, если бы у робота был синдром FOMO, чего бы он боялся упустить?

Цель робота-доставщика — доставлять. Но, наверное, он мог бы столкнуться с FOMO из-за того, что не ездит на дальние расстояния и всю жизнь работает в одном районе.

Фото: обложка, 1–2 — личный архив Дэвида Латкина