Режиссер Саша Денисова поставила нежный и веселый реквием Михаилу Угарову по его же киноповести.
На сцене развешано аутентичное белье — оно было либо выпущено, либо носилось в том самом году, куда спектакль отправляется вместе со зрителями. За исключением пары-тройки скамеек это единственная декорация в спектакле про время, которое вроде бы сильно отличается от нашего — 1964 год, когда поменялась не столько власть, сколько воздух. Начало действия застает героев в поезде Ленинград—Сухуми. Главных героев двое: он — рациональный инженер с северного оборонного завода, она — сумасшедшая авантюристка, местная девушка; им предстоит проделать совместный путь (в буквальном, географическом смысле), повстречав множество интересных людей и изменившись до неузнаваемости. Все остальные примерят на себя несколько масок — курортного фотографа и сухумского бандита, похотливого дальнобойщика, местного дедушки или просто голоса из радиоприемника. Именно он объявит, что генеральным секретарем был Никита Сергеевич, а стал Леонид Ильич. И тем самым разделит действие на две неравные части. Собственно, действие несется вскачь ровно до момента, пока все войсковые части СССР не приводятся в боевую готовность: вот герои знакомятся и не замечают ничего, кроме раздирающих их чувств и рифмующихся с ними приключений, а вот их вместе с их новыми курортными друзьями ловят и допрашивают на морском берегу пограничники и кагэбэшники — смена власти дело такое, это вам не в чем мать родила купаться.
Сам Михаил Угаров — автор легендарного «Облом Off», создатель и худрук Театра.doc — называл свою киноповесть прощанием с молодостью. Прощался Угаров, видимо, не столько со своей молодостью, сколько с молодостью страны, воплотившейся в его главной паре персонажей. Она была написана им относительно недавно — в 2009 году и стала одним из последних его произведений, но несмотря на это напоминает его ранние прозаические опыты, например повесть «Разбор вещей». Причем напоминает не столько формой, сколько легкостью и точностью письма — в «Море. Соснах» автор играет в артефакты и приметы 1960-х, но в отношениях между персонажами и обстоятельствах, в которых они оказываются, сквозят параллели с современным нам безвременьем. Перекочевала эта смесь легкости и ума и в спектакль — актеры разбросали между собой не только текст своих персонажей, но и прозаический текст с авторскими ремарками, раскрасив их собственным отношением к произносимым словам и небольшими этюдами на тему происходящего. И, наверное, это внимание к словам и элегантность в их превращении в действия спектакль взял у своего создателя Саши Денисовой, пришедшей в драматургию и режиссуру из журналистики и литературы.
Интересно, что Угаров много раз пытался подступиться к собственному же творению — начинал снимать кино, потом хотел сам поставить его на сцене — и у него никак не выходило: бросал, начинал снова и в конце концов махнул рукой. А в апреле этого года Михаил Угаров скоропостижно скончался, и его ученица Денисова немедленно взялась за работу. Можно только догадываться, насколько тяжело ей было выполнять функции душеприказчика своего мастера, к тому же ненавидевшего любой пафос и бронзу, и делать ему этот посмертный памятник. Он каким-то чудом вышел веселым, легким и нежным, и почему-то кажется, что главный неформал от театра остался бы доволен.
Фото: Маргарита Денисова