И не только гастроном — весь торговый центр на некогда самой оживленной торговой улице Москвы.
Есть такие магазины, которые сами по себе становятся достопримечательностями. «Новоарбатский» (наряду со своим братом «Смоленским» в конце Старого Арбата) как раз из таких — его можно назвать «Елисеевским» времен перестройки. В 1980-е он привлекал дефицитными товарами, в 1990-е отпугивал ценами. Но затем, уже во времена торгового изобилия, стал одним из первых ТЦ нового образца — это сейчас мы воспринимаем как должное «Перекрестки» и «Азбуки вкуса», а тогда такая форма организации торгового зала была в новинку. Там работали незаурядные товароведы — так, например, в свое время разложили по стеллажам лупы для того, чтобы представители старшего поколения могли подробно разглядеть цену и маркировку на товаре.
Именно там, кстати, в начале 1990-х появился один из первых общедоступных банкоматов (по некоторым данным, он принадлежал банку «СБС-Агро», активно начавшему развивать банкоматную сеть в городе). Вообще его история — как сериал «Бригада», живое и безжалостное отражение истории самой страны. Он пережил многое — в 2001-м был убит его гендиректор и один из совладельцев Вячеслав Гаврилов. В середине 2000-х его штурмовали бойцы ЧОП (больше напоминавшие ОМОН), а милиция не вмешивалась, так как не знала, кто является реальным владельцем и на чьей стороне правда. На дверях, как рассказывала тогда газета «Большой город», повесили таблички «Ремонт фасада», а покупателей, продавцов и кладовщиков вывели на улицу.
И тем не менее он был и пока остается одним из тех объектов, которые определяют местную специфику и дают ей имя. Теперь он уйдет с молотка — его продажей занимается Российский аукционный дом. Актив серьезный — два надземных и один подземный этаж, двенадцать с лишним тысяч квадратных метров. По некоторым данным, им интересуются крупные сети среднего ценового сегмента. Будет грустно, если на месте постперестроечного красавца возникнет очередная «Пятерочка», «Магнит» или «Перекресток». Впрочем, в 2016-м его уже пытались продать — тогда не вышло.
Фото: Роман Денисов/ТАСС