Ради строительства Большой кольцевой линии в Москву приплыл самый большой исследовательский бур.
Пока Большая кольцевая линия существует только на схеме в виде маленького отрезка и большой пунктирной линии, как-то не очень себе представляешь, что в результате получится. Под землей тем временем происходит много интересного, но кое-что происходит и на земле. Так, геологи из «Мосгоргеотреста» впервые пробурили дно Москвы-реки на 66 метров в глубину, чтобы узнать, что находится под рекой.
Операция проходила в Нагатинском затоне на юге Москвы — там, где должна пройти линия Большой кольцевой между дублером уже существующих «Печатников» и только спроектированным «Нагатинским затоном». Ученых интересовало, насколько плотна почва под рекой и нет ли под ней карстовых пустот, то есть резервуаров с подземной водой, которая может вытечь при строительстве и вызвать обрушение верхних слоев почвы.
Бурили со специальной баржи; как рассказали геологи, из-за ветра корабль сильно качало. По словам заммэра по строительству Марата Хуснуллина, достаточно было проверить на 35 метров от уровня дна, но было решено вдвое увеличить объем скважины — не для того, чтобы поставить рекорд (хотя, по его словам, рекорд как раз поставлен), а чтобы проверить, не вызовут ли такие пустоты техногенную катастрофу. Геологи берут образцы грунта и затем будут исследовать их в лаборатории.
Опасения понятны — так, при строительстве метро в Ленинграде в 1980-х произошло несколько обрушений жилых домов, которые стояли как раз над такими резервуарами. Справиться с природой, сопротивлявшейся подземному строительству, тогда удалось только с помощью морозильных установок: они замораживают подземную воду, не давая ей уходить из пустот.
Такая же установка, по слухам, удерживает от оседания здание «Гидропроекта» — забавно, но гидроинженеры, строившие ГЭС по всему миру, свой собственный проектный институт поставили на зыбком песчаном грунте; о его природе говорили даже названия близлежащих улиц и площади в районе Сокол — Песчаные. На пролегающий рядом Алабяно-Балтийский тоннель, кстати, мощности заморозки уже не хватило — его регулярно закрывают из-за хлещущей воды, а жители близлежащих домов жалуются на трещины в стенах.
Ну а метро под водой уже строили — под Москвой-рекой находится станция «Таганская» Кольцевой линии. Именно поэтому на нее приходится спускаться по двум эскалаторам. Правда, построили ее безо всяких исследовательских буров — их тогда просто не было.
Фото: mos.ru