Евгения Гершкович

Дом недели: готический доходный дом купца Дурилина на Малой Ордынке

2 мин. на чтение

Доходный дом купца Дурилина на Малой Ордынке, 39, теперь не сгорит ночью в праздник, как происходит со многими историческими зданиями в центре города. Готическое здание взяли в памятники, а охранный статус воспрещает снос и производство любых работ без согласования.

Доходный дом — классический жанр архитектуры, массовый тип зданий, сформировавший городскую ткань рубежа XIX–XX веков. Особенно много его образцов принес Москве строительный бум 1910-х годов.

Новые многоквартирные «небоскребы» вознеслись над приземистой рядовой застройкой узких переулков.

Дореволюционный рынок жилья в российских столицах сделался по преимуществу арендным — граждане все больше стремились к съему квартир в доходных домах. Жилища устраивались на верхних этажах, нижние же отдавались под магазины и разного рода учреждения.

Чутко ощущавшие пульс архитектурной моды и следящие за тенденциями застройщики к проектированию привлекали известных зодчих, прежде всего мастеров стиля модерн. Дополнительную рекламу объекту недвижимости создавали известные квартиросъемщики.

Пятиэтажка на Малой Ордынке, 39, — плод союза Алексея Алексеевича Дурилина и Владимира Владимировича Шервуда.

Первой гильдии купец, сколотивший состояние торговлей кожей и упрочивший его сдачей квартир внаем, благотворитель и депутат московской городской Думы предпочитал заповедное Замоскворечье. Собственный дом Дурилина располагался неподалеку, на Валовой улице.

Когда Алексей Алексеевич начинал строить в городе доходные здания, умы будоражила романтическая интерпретация готики, формы средневековой архитектуры сравнивались с формами растительного мира. Острые шпили, стрельчатые окна, устрашающие гаргульи и ажурная лепнина — актуализировались вот эти приметы доброй старины…

Под готику стилизовались бывшие купеческие особняки, магазины и соборы религиозных конфессий.

Будет кстати привести фрагмент немалого списка образцов московской неоготики: дом Я. М. Филатова на Арбате архитектора В. Дубовского — специалиста по мрачной рыцарской тематике, его же постройки дом М. Эпштейна в Гусятниковом переулке; дом Я. Рекка на Пречистенке, 13, архитектора Г. Гельриха; дом с рыцарем на Садовой-Самотечной, 2, архитектора В. Волокитина; построенный Ф. Шехтелем особняк З. Морозовой на Спиридоновке и, наконец, универмаг «Мюр и Мерилизъ» Р. Клейна и собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской архитектора Ф. Богдановича-Дворжецкого.

Дабы не отставать от моды, Дурилин призвал Шервуда (1867–1930), представителя творческой династии обрусевших англичан, чей родитель строил Исторический музей на Красной площади. Талантливый зодчий, чьи прекрасные творения и сегодня украшают улицы и переулки Москвы, с успехом упражнялся во многих стилях, выходивших на повестку дня: модерне, неоклассике, рационализме.

В постройке на Малой Ордынке (1910–1911), напоминающей готический замок, Шервуд предался свободной игре с укрупнением готических пропорций, изящно увязал декор с пространственной структурой здания. Фасад, исполненный пластики, массивными полуэркерами автор поделил на три части, пилястры отметил капителями в виде орлов (или голубей), щедро украсил барельефами с листвой и животными, увитыми цветами, сверху нахлобучил треугольный щипец. По счастью, и внутренность дома донесла до нас изначальную планировку, а с ней лепнину потолка, карнизы, металлические ограждения лестничных маршей и столярку.

Жаль только, что в советские времена заложили сводчатую арку, позволявшую въезжать во двор.

Фото: «Москвич mag»

Подписаться: