, 2 мин. на чтение

Дом недели: Музей Востока отмечает столетие

В этом множащем сложность и разнообразие мире мегаполиса есть уютное место, где всякий день, кроме понедельника, можно предаться искусству икебаны, поупражняться в китайской и японской живописи, игре на африканском барабане джембе, побывать на чайной церемонии, помедитировать, наконец.

А можно побродить в тишине залов, полных иранских фаянсов, изразцов, ворсовых ковров, безделушек из нефрита, персидских свитков, киргизских вышивок, кукол теневого театра, древнеэскимосских статуэток из моржового клыка, резных нэцкэ и прочих чудес. Может, кто-то поднимет глаза: «Восток — дело тонкое» — и дальше побежит.

А тем временем на Никитском бульваре, 12, одна из старейших в Москве культурно-просветительских институций отметила 30 октября столетие. Государственный музей Востока создавался в 1918 году как Ars Asiatica на основе частных коллекций, в том числе П. И. Щукина и И. Э. Грабаря. Первым директором был назначен Федор Владимирович Гогель.

В поисках пристанища скромные хранилища музея скитались по нескольким адресам, ютясь то в «Доме Гиршмана, что у Красных Ворот», то в Историческом музее и ВХУТЕМАСе на Рождественке, то в «Цветковской галерее». В 1930 году Моссовет наконец передал в распоряжение Музея Востока псевдорусское здание (архитектор П. П. Зыков) храма Илии Пророка, что под Сосенками, по ул. Воронцово Поле.


С 1984 года Музей Востока занимает усадьбу Луниных, творение Доменико Жилярди. Роскошный образец русского ампира на бульваре некогда принадлежал дяде будущего декабриста Михаила Лунина, Петру Михайловичу Лунину. Генерал-лейтенант был большой любитель застолья и чинов. Ревностный служака, он принимал живейшее участие в подавлении восстания Емельяна Пугачева, руководил расправой над восставшим населением в Пензенской губернии. Вся Москва судачила на предмет дочери Лунина. Екатерина Петровна от природы имела соловьиный голос, училась в Болонской академии и даже удостоилась почетной награды — золотого лаврового венка. Но вот конфуз: из Италии певица, уже по тогдашним понятиям в летах, вернулась на родину с мужем-итальянцем на шесть лет ее моложе, обедневшим, но весьма симпатичным графом Миньято Риччи. Счастье, однако, было не очень долгим. Дорогу певице перешла московская красавица и княгиня Зинаида Волконская. После смерти Петра Михайловича его вдова и покинутая неверным мужем дочь из-за долгов были вынуждены продать особняк на Никитском Коммерческому банку. В советское время здание чуть не растерзали на коммуналки, но вовремя одумались, и его попеременно занимали различные государственные и общественные организации типа клуба автомобилистов.

Столетие музей будет отмечать масштабной выставкой «Восток. Другая красота», посвященной роли женщины в традиционной культуре, пониманию женской красоты в разных уголках мира на протяжении веков, в том числе облику и внутреннему миру восточной красавицы. Поэтому кроме произведений живописи и графики обещают костюм: свадебные платья, головные уборы, кафтаны и даже знаменитые китайские туфли для бинтования ног.

Выставка «Другая красота»: 31 октября 2018 – 20 января 2019.

Фото: «Москвич Mag»