Эва Рухина

Дом недели: палаты Мазепы

2 мин. на чтение

Мосгорнаследие объявило, что дом 10/7 в Колпачном переулке будет отреставрирован в полном соответствии с историческим обликом. Интересно, подразумевает ли это снос внутренней лестницы XIX века? И реконструкцию белокаменного крыльца с галереями? Ведь в 1670-х годах палаты строили без внутренних лестниц. Челядь жила внизу. А на второй парадный этаж хозяева поднимались снаружи по двухъярусному красному крыльцу, а в разные комнаты попадали, обходя дом по галерее снаружи.

Дом назвали палатами Мазепы с легкой руки советских реставраторов. Тогда, чтобы поставить памятник архитектуры на реставрацию, надо было, чтобы в нем непременно жил Пушкин, или Ленин, ну или Мазепа на худой конец.

Кстати, в советское время в доме Мазепы были сначала коммунальные квартиры, а затем располагался ОВИР. Но при этом удалось сохранить старинную отопительную систему с отверстиями для печей, дымоходы внутри стен и душники для подачи теплого воздуха. И сейчас в отреставрированном в 2003 году помещении располагаются офисы. Впрочем, большая часть отреставрирована не была.

А гетман Малороссии Иван Степанович Мазепа действительно порой жил в Хохлах, но в соседнем от нашего доме, от которого осталась лишь стена с наличником. Те палаты стояли на территории современной лютеранской церкви Св. Петра и Павла. Когда-то здесь (между Колпачным и Старосадским переулками) была усадьба Лопухиных. В 1689 году палатами владел Абрам Федорович Лопухин, брат царицы Евдокии Федоровны, первой жены царя Петра I. Кстати, Абрам Федорович плохо кончил. За заговор и поддержку царевича Алексея ему отрубили голову и на железном шесте выставили на рынке в Петербурге, тело же его оставалось валяться три месяца на месте казни.

Первый раз, в 1689 году, Мазепа останавливался в Москве на Посольском дворе в Никольском переулке, тогда у власти в Кремле еще была царевна Софья, впрочем, скоро ей пришлось сидеть в Новодевичьем монастыре да любоваться на повешенных стрельцов из окна своей кельи. Братец Петр сестрицу сильно не любил. Гетману удалось сохранить положение фаворита и при Петре I, в Москву он потом приезжал в 1700 и 1702 годах, чтобы получать ордена и давать взятки. В эти визиты Иван Мазепа и жил в Хохлах. Здесь, кстати, сохранилось несколько зданий конца XVII века, связанных с украинцами. Буквально за углом, в Хохловском переулке, стоят обшарпанные палаты Емельяна Украинцева, главы Посольского приказа (1689—1697). Этот видный дипломат в 1686-м заключил тот самый «Вечный мир» с Польшей, по которой России отошел Киев. А церковь Троицы в Хохлах (1696) была построена отчасти на его пожертвования. В ней, наверное, и бывал Мазепа, прося поражения врагам, говорят, сильно верующим был человеком. Сохранилась церковь почти идеально, настоящее нарышкинское барокко. Но сейчас она с какого-то перепугу выкрашена в желтый цвет. Сколько помню, она всегда была красная с белым (и при Петре I, и даже пять лет назад).

Как вы помните, Мазепа тоже плохо кончил — после двадцати лет верной службы русскому царству переметнулся на сторону шведского короля Карла XII. В ноябре 1708 года малороссийское духовенство в присутствии государя предало вечному проклятию Мазепу, чучело гетмана таскали на веревке, а потом повесили. Сам же он умер от старости и горя в Бендерах, куда бежал после поражения шведов в Полтавской битве, лишенный богатства и отлученный от церкви. Даже отпевать его не стали. Уже лет десять УПЦ КП торгуется с РПЦ — давайте, мол, снимем анафему. Но РПЦ так просто нахрапом не возьмешь — создали специальную комиссию по изучению вопроса. Изучают.

Было бы разумно, если бы реставрацию у нас тоже стали планировать не точечно, а тематически, после изучения квартала. Например, восстановили бы облик всех построек конца XVII века в Хохлах, маршрут бы сделали про начало петровского правления, с малороссийской корчмой и остриганием бород.

Фото: 2gis.ru

Подписаться: