, 2 мин. на чтение

Дом недели: усадьба богатой купчихи Лепешкиной на Знаменке

Над парочкой стройных кариатид, несущих эркер-балкон, взвился гордый орел, властелин воздуха. Между женскими фигурами — символ процветания — белоснежная морская раковина. Так пышно отметить угол собственного дома — чистое пижонство — могла позволить себе богатая купчиха, стремящаяся подражать утонченному дворянскому вкусу.

Выступающий тамбур парадного входа держат муфтированные колонны, лепными гирляндами увит фасад, был еще и купол со шпилем.

Потомственная почетная гражданка знала, что это обширное владение на Знаменке (д. 10, стр. 1) в XVIII веке принадлежало представителям старинных графских родов Левашовых и Апраксиных.

Хозяйка дома Варвара Яковлевна Лепешкина (1831–1901) — дочь и жена оборотистых буржуа, ситцевых, платочнонабивных, бумагопрядильных и плисовых «королей». Ее отец Яков Васильевич Прохоров владел Трехгорной мануфактурой, муж Василий Семенович Лепешкин был собственником Вознесенской мануфактуры в селе Муромцево.

У четы Лепешкиных, поженившихся в 1850-е годы, родились трое детей: Софья, Варвара и Семен. Но судьба с горькой усмешкой подкидывала богатой купчихе одно несчастье за другим: в 39 лет умирает муж, скоропостижно уходит 16-летняя дочь Варвара. Среди купечества было традицией отмечать память близких благотворительностью, жертвовать на больницы, богадельни, детские приюты, школы, училища.

Варвара Яковлевна и спасается филантропством, даром что Лепешкины слывут одной из самых щедрых предпринимательских династий в Москве. Вдова на собственные средства в 1887 году открывает на Пятницкой улице профессиональное училище, названное по имени скончавшейся дочери. Девочки 11–14 лет из малообеспеченных семей здесь могли приобрести профессии домашних учительниц и мастериц по рукоделию, белошвеек и кружевниц, а по окончании заведения устроиться на работу. Учились шесть лет. По духовному завещанию благодетельницы здание училища и капитал в 500 тыс. рублей на его содержание передавались городу.

Образовательное учреждение было главным, но не единственным делом Варвары Лепешкиной. Будучи председателем попечительского совета убежища для слепых, почетным членом Екатерининского благотворительного общества, в Старомонетном переулке она инициирует основание богадельни для незрячих женщин имени князя В. Н. Долгорукова, выкупив дом, построенный в 1770-е годы директором питейных сборов Москвы Григорием Лихониным.

Владение на аристократической Знаменке с садом Лепешкина приобрела у купеческой жены М. П. Арбузовой и после женитьбы сына поселилась там. Проект элегантного двухэтажного особняка она заказала мастеру эклектики архитектору Борису (Бернгарду) Викторовичу Фрейденбергу, выпускнику Венского строительного училища, уже известному в деловых кругах купцов и предпринимателей. К тому времени, а дом для Лепешкиной закончен к 1890 году, им уже были перестроены под конторы и коммерческие банки здания Осипа Бове и Матвея Казакова на Ильинке и Неглинке, Бахрушинская больница на Стромынке. Потом, совсем скоро, в портфолио Фрейденберга окажутся такие реализованные объекты, как знаменитые, необарочные, Сандуновские бани, Музей русских древностей Петра Ивановича Щукина на Малой Грузинской улице (ныне Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева) и «Петровский пассаж».

После кончины Варвары Яковлевны ее сын Семен решил расстаться с усадьбой и продать ее крупному предпринимателю Андрею Понизовкину, председателю правления промышленно-торгового товарищества «Никиты Понизовкина сыновья» (вскоре вместе с братом Владимиром ставшему соучредителем Московско-Волжско-Бакинского Нефтепромышленного товарищества). Понизовкин был, к слову, страстным автомобилистом, принимал участие в автопробегах Москва — Ярославль — Москва и Москва — Париж.

В советское время все имущество у бизнесмена, разумеется, отняли, усадьбу на Знаменке национализировали и передали Коммунистической академии. В 1930-е годы проект Фрейденберга подвергли корректировке, надстроив еще два этажа и удалив купол со шпилем, сохранив, надо отдать должное, как пропорции оригинального строения, так и его архитектурный стиль.

Бывшая усадьба Лепешкиной, объект культурного наследия регионального значения, ныне занимаемый Институтом государства и права РАН, встает на реставрацию.

Фото: Москвич Mag