Угол Большой Дмитровки и Кузнецкого Моста — точка схода пестроты и разнохарактерности истинной Москвы со всевозможными приманками. Тут бьется нерв города, и вам не пройти и двух шагов, чтобы не встретить роскошного магазина, модного кафе, музея или театра.
Последние здесь сосредоточены особенно кучно: из списка выделим Большой театр, МХТ, Театр оперетты. Никакой поэтому нет неожиданности в том, что перекресток отмечен зданием публично доступной Театральной библиотеки, ныне Российской государственной библиотеки по искусству. Библиотека, разумеется, не всегда занимала эту слишком представительную площадку в самом центре столицы. С 1948 года.
У городской усадьбы по адресу Большая Дмитровка, 8, ожидающей научной реставрации, история богатая. Ансамбль эпохи зрелого классицизма представляет собой композицию из двухэтажного главного дома, пониженного двухэтажного жилого флигеля, формирующего полукруг парадного двора, хозяйственного двора и замыкающего его конюшенного корпуса. Есть все основания полагать, что в основании здания лежит более ранняя, чем середина XVIII века, постройка.
Автор, к сожалению, неизвестен, хотя традиционно велик соблазн приписать подобное сооружение с коринфским портиком и широким ризалитом Матвею Федоровичу Казакову. Пусть фактов, это подтверждающих, и не имеется, однако наш знаменитый зодчий, в 1800–1804 годах работая над серией «Архитектурных альбомов» наиболее значительных московских зданий, в том числе и «партикулярных строений» собственного авторства, внес туда планы, фасады и разрезы усадьбы на Дмитровке. Тогда владение находилось еще в руках действительного тайного советника, сенатора, московского вице-губернатора Николая Ефимовича Мясоедова (1750–1825). Эта фамилия и закрепилась за усадьбой в московской топонимике.
В среде чиновничества Николай Ефимович славился своей строгостью и бескомпромиссностью. Производя ревизию в Тульской и Орловской губерниях, в первой Мясоедов обнаружил такие злоупотребления, что пришлось отстранить от должностей губернатора и вице-губернатора. В отчете по Орлу ревизор указывал, что там «не осталось почти ни одного присутственного места, служащие которого не состояли бы в числе подсудимых».
В 1809 году усадьба Мясоедова переходит в собственность другого тайного советника и сенатора, Федора Андреевича Толстого (1758–1849). Граф оставил по себе память как крупнейший библиофил. Удачная женитьба на дочке купца Степаниде Алексеевне Дурасовой улучшила состояние потомка петровского сподвижника Петра Толстого. В его богатом и разнообразном собрании хранились славяно-русские рукописи и старопечатные книги IX–XVIII веков, летописи, родословные, лечебники, пасхалии, сборники крюкового пения, наставления иконописцам, литературные сочинения. Коллекционеру помогали предприимчивые антиквары и букинисты, каждое утро с раритетами под мышкой спешащие в графскую усадьбу на Дмитровке. «Подстрекаемые желанием выгоды, они привозили письменные памятники ото всех краев России».
Движимый бескорыстной любовью к просвещению, с помощью известных ученых К. Ф. Калайдовича и П. М. Строева граф в 1825 году подготовил и издал каталог собрания «Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве, в библиотеке тайного советника, сенатора, двора Его Императорского Величества действительного камергера и кавалера графа Федора Андреевича Толстого». Через пять лет коллекцию приобрела Императорская Публичная библиотека, ныне она хранится в Институте русской литературы РАН и Петербургском отделении Института истории РАН.
Московская усадьба уцелела при пожаре 1812 года, и племянник графа, скульптор и художник Федор Толстой, автор знаменитых обманок «Букет цветов, бабочка и птичка» и «Ягоды красной и белой смородины», вспоминал о ее роскошном интерьере: «Дом он имел чрезвычайно богато убранный, наполненный мрамором, бронзою и фарфором».
С 1832 года в имении начинается театральная жизнь — оно переходит в ведомство конторы Императорских театров, пристроившей к внутреннему двору пару корпусов и танцевальный зал с покатым полом и станками. Заведующим репертуарной частью Московской конторы Императорских театров здесь служит драматург А. Н. Островский. Сюда же, в усадьбу Мясоедовых, переводится с Поварской улицы и Театральная школа, где драматическое искусство преподает гениальный актер, зачинатель русского профессионального театра Михаил Семенович Щепкин (1788–1863). Как нетрудно догадаться, теперь это Училище имени Щепкина, позже перебравшееся на Неглинку. В 1895 году Лев Толстой здесь, в доме на Дмитровке, собрал труппу Малого театра и читал запрещенную цензурой пьесу «Власть тьмы», фабула которой почти целиком взята из уголовного дела, проходившего в Тульском окружном суде. После революции, когда Большую Дмитровку в честь участника Парижской коммуны и автора «Интернационала» переименовывают в улицу Эжена Потье, усадьба, где уже и так сидит Управление государственных театров, уплотняется Комитетом охраны государственных музыкальных инструментов под предводительством А. В. Луначарского. Охраняли работы итальянских скрипичных мастеров Страдивари, Гварнери, Амати, Гранчино, Бергонци, Альбани, Маджини, Вильома.
После войны, как уже говорилось, в здание заехала библиотека, а в 1980-е годы в один из его флигелей — представительство «Балкантуриста».
Новые обитатели, надо отдать им должное, весьма бережно обращались с объектом культурного наследия федерального значения: сохранена стилистическая цельность, не изменен внешний вид, равно как и планировка интерьеров XIX века, разве что исчезло деревянное крыльцо, выходившее на Кузнецкий Мост.
Департамент Москвы по конкурентной политике объявил конкурс на архитектурные и конструктивные решения по реставрации и приспособлению объекта культурного наследия — усадьбы Мясоедовых. Начальная стоимость контракта — 16,7 млн рублей. Заявки на участие принимаются до 16 октября 2018 года. На выполнение работ отводится 285 рабочих дней с момента заключения контракта. Так что оставайтесь с нами, мы следим за развитием событий.
Внутренний двор, 1970-е годы
Фото: Wikipedia.ru, pastvu.com