На самом деле от памятника остались только крыша и стены, но хорошо, что вмешались полиция и Мосгорнаследие.
Такое бывает редко. Обычно памятники культурного наследия разрушают, а самое большее, что могут сделать местные жители и градозащитники, — наблюдать за разрушениями. Но тут случай, видимо, совсем вопиющий.
В проезде Черепановых у железной дороги с 1903 года стоял красивейший небольшой дом, фасад которого украшала небольшая скульптура совы. Дом построил архитектор А. Н. Померанцев, предположительно по проекту Шехтеля. Он предназначался для начальника Лихоборского участка Московской окружной железной дороги. В советские годы там размещалась поликлиника, а в последнее время он стоял заброшенный. Тем не менее дом является одной из главных архитектурных достопримечательностей района Коптево, так что неудивительно, что жители стали за него бороться.
Как известно, именно окружная дорога стала прообразом нынешнего МЦК. В ходе строительства РЖД отреставрировали несколько вокзальчиков и домов станционных служащих, например в Серебряном бору (в районе нынешней «Панфиловской»), в Потылихе, на Пресне. Однако эти постройки принадлежали железной дороге. Собственник же Дома с совой на данный момент неизвестен.
Несколько месяцев назад внутри этого дома начались работы — говоря откровенно, по его разрушению. Работы начались без информационного щита, без документов, общественности не предоставлялись никакие сведения об исполнителях и характере работ. По свидетельствам градозащитников, строители успели снести капитальные стены внутри здания. Кроме того, были разобраны заднее крыльцо и фрагменты кровли. 27 ноября местные жители вызвали на место представителей полиции и инспектора Мосгорнаследия, который возбудил административное дело и выдал предписание об остановке работ.
Дом является памятником архитектуры регионального значения и находится под охраной государства. Что это означает на практике? Что полиции и представителям градоохранного ведомства нужно несколько лет, чтобы наконец взяться за дело. Очень жаль, что за разрушение памятников истории и архитектуры предусмотрена административная, а не уголовная ответственность и в городе нет градозащитной полиции (по образцу полиции экологической). Пара показательных процессов с жестокими приговорами — и историческое наследие стало бы неприкосновенным. А пока местные жители и представители «Архнадзора» (а не полиция, заметьте) намерены ежедневно инспектировать стройплощадку, чтобы не допустить разрушения памятника.
Фото: @deadOKey