На днях «Опус Деи» (лат. Opus Dei — «Дело Божие»), или Прелатура Святого Креста и Дела Божия, отпраздновало свое 90-летие. За все эти годы никто так не прославил эту скромную католическую организацию, как Дэн Браун в своем знаменитом «Коде да Винчи». С тех пор широкие народные массы знают, что «Опус Деи» — это такое специальное и очень тайное место, где собираются сумасшедшие монахи-убийцы, чтобы варварски умерщвлять плоть и любыми средствами скрывать от народа истинную природу Христа.
Когда в 2003 году «Код да Винчи» увидел свет и стяжал всемирную славу, под «Опус Деи» загорелась земля. Тихая и скромная католическая организация оказалась в центре внимания всей желтой прессы мира. Уже потом Дэн Браун признавался, что с криминальным досье на «Опус Деи» он несколько переборщил, что все эти ужасы не более чем вымысел. Но это было потом. В момент же горячечной популярности романа весь мир жаждал разоблачить страшную секту монахов-убийц.
Кадры из фильма «Код да Винчи»: Пол Беттани в роли монаха Сайласа, члена католической организации «Опус Деи»
Руководство «Опус Деи» подумывало о том, чтобы судиться с автором за клевету. Выиграть суд было бы легко. Но мудрые католики решили иначе. Организация широко распахнула двери для журналистов, и вместо кровавых разоблачений миру была предоставлена вся правда о смиренной и трудолюбивой общине.
Увы, начавшись с мечты о тишине и смирении в лоне католицизма, «Опус Деи» благодаря Брауну получило абсолютный ноль тишины. Зато смирения с тех пор в жизни Прелатуры хоть отбавляй. В конце концов, именно для этого самого смирения перед величием Господа и несовершенством человеческой природы «Опус Деи» и создавалось. Все ведра вранья и грязи, которые желтая пресса успела вылить на несчастное «Опус Деи», адепты Прелатуры трактуют исключительно в христианском духе — как зло во благо. В конце концов, кто хочет узнать правду, тот ее узнает.
А правда, как всегда, не так шикарна, как ложь. Зато гораздо более убедительна. Все началось с того, что 2 октября 1928 года в Мадриде испанскому католическому священнику Хосемарии Эскрива де Балагеру явилось откровение: надо освятить обыденную жизнь и привычную профессиональную деятельность мирян. В тот момент Хосемария совершенно ясно понял, что мирская жизнь честных католиков таит в себе колоссальный ресурс добродетели, высокого самопожертвования и прочих духовных сокровищ, которые пропадают втуне, оставаясь как будто невидимыми для окружающих. Это упущение надо было срочно исправить и восславить смиренный труд повседневности. Первыми, кто услышал апостольскую проповедь Хосемарии в 1930 году, были женщины.
Хосемария Эскрива де Балагер, 1964
В самом деле, только откровение могло явить мужчине ту простую истину, что женщины и есть те вечно невидимые волшебные человечки, которые делают жестокую и, в общем-то, малоприглядную повседневность более или менее пригодной для жизни. Мудрый Ватикан давно уже приобщил скромного Хосемарию к лику святых, и правильно сделал. Я лично могу подписаться под величием человека, который первым обнаружил в ежедневном подвижничестве женщин прямые указания на потенциальную святость. С тех пор «Опус Деи» является домом и прибежищем для католических домохозяек всего мира.
Никаких монахов-убийц в «Опус Деи» нет и никогда не было. Там вообще нет и не может быть монахов. Суть Персональной Прелатуры, статус которой организация обрела в 1982 году, сводится к самой простой вещи — предоставлять мирянам возможность религиозной поддержки для подлинно христианской жизни. «Опус Деи» существует исключительно для мирян и только для них. Численность организации небольшая — всего 90 тыс. человек по всему миру, зато они берут качеством — все 90 тыс. действительно добрые христиане, готовые помочь другим и, главное, честно выполнять свои самые простые бытовые и профессиональные обязанности. Треть из 90 тыс. — домохозяйки. Остальные — люди всевозможных профессий, от университетских профессоров до разнорабочих. Какие монахи-убийцы?!
«Или мы научимся находить Бога в повседневной жизни, или вообще его не найдем», — говорил святой Хосемария. Члены «Опус Деи» полагают, что перед Богом халтурить нельзя. Надо вывернуться наизнанку, но свои профессиональные обязанности исполнить хорошо.
— Ты просто шофер? — задает риторический вопрос предпоследний руководитель Прелатуры Хавьер Эчеваррия Родригес и сам на него отвечает: — Отлично! Когда ты ведешь свою машину, думай о Боге, и когда-нибудь ты прямо на этой машине въедешь в Дом Господа.
«Опус Деи» ничего ни от кого не утаивает. Напротив, хочет объяснить миру простую вещь — если ты добрый христианин, значит, на тебя можно положиться. Поэтому если вы сели в автобус, который ведет член «Опус Деи», будьте уверены, что вас не будет трясти на поворотах, и вы благополучно доедете до цели. Если вы пришли в дом, где хозяйка является членом Прелатуры, вас точно накормят от пуза и обеспечат всем необходимым. Потому что так велел Господь, а члены «Опус Деи» живут страстной мечтой о том, чтобы хорошо выглядеть в Его глазах.
В Москве «Опус Деи» появилось в середине нулевых. Сейчас число членов московского отделения организации составляет примерно 50 человек. Здесь много экспатов, но много и русских. Искусство организации состоит в создании комфортной атмосферы для общения. Каждый из 50 членов русского «Опус Деи» в любой момент может прийти в скромный офис возле метро «Курская» и получить самое доброжелательное участие руководителя отделения — священника Фернандо Вера Зорилла. Члены организации любят собираться, и делают это не только на регулярных богослужениях, но и просто так, чтобы пообщаться и поделиться новостями. Все предельно приветливы. Статус добрых христиан обязывает, а это понятие здесь не пустой звук.
Часовня в здании «Опус Деи» в Москве
Что касается собственно литургического служения и богословия, то и тут желтой прессе поживиться нечем. «Опус Деи» — это чистой воды католицизм без каких-либо отклонений. Поэтому на службах московского отделения Прелатуры можно встретить и заезжих католических монахов. Они не являются членами организации, просто забежали на редкий в Москве католический огонек.
Кстати, члены «Опус Деи» между собой давно решили, что выпад Дэна Брауна не что иное, как зависть писателя-протестанта. Таким образом, по их мнению, адепты конкурирующей конфессии решили подложить свинью старому доброму католицизму. Браун, впрочем, никогда не признавался в подобных конфессиональных инсинуациях. Но католиков из «Опус Деи» вполне утешает мысль, что вышли они из этой склочной истории вполне достойно.
Фото: Москвич Mag