Буддисты в Москве все почему-то некрупные, но крепко сбитые. Одеты они чаще всего абы как: рваные джинсы, майки врастяжку, кепочки, платочки. Если приглядеться, окажется, что тертая маечка куплена в Париже, а джинсы порвали не в самом последнем модном доме Европы. В общем, наши буддисты — это средний класс.
По примерным прикидкам, в Москве около 70 тысяч буддистов. Но тут возникают вопросы: кого считать? А буддологов, востоковедов, философов, историков тоже считать буддистами? А нежных барышень, которые, закатывая глаза, рассуждают о расширении сознания, причислять к буддистам или дурочкам? Непонятно.
У московского буддиста глаза живые, умные и по большей части довольно веселые. В них светятся диплом о качественном высшем образовании и искреннее любопытство к миру. Предательская живость взгляда говорит скорее о том, что нирваны они еще не достигли, но тоже как посмотреть. Если учесть, что в буддизме насчитывается около 84 тысяч путей достижения просветления, кто их знает.
В каждом из 17 буддийских центров Москвы уверенно считают, что их путь к нирване самый короткий и верный, а все остальное — отстой. Дзогчен вежливо польет грязью Карму Кагью, Карма Кагью — Гелугпу и все вместе — Сакхью (не спрашивайте, что это такое, просто оцените, как звучит). Точно можно сказать одно: самую веселую дорогу к совершенству предлагает школа Карма Кагью в центре Алмазного пути, который недавно переехал с Петровского бульвара в Каланчевский тупик.
Очарование Алмазного пути непередаваемо. На всем здесь лежит отпечаток потрясающей харизмы его лидера, датчанина Оле Нидала. Когда-то в юности Оле возил с Тибета траву, но познакомился с местными учителями, просветлился и стал ламой Оле. С этого момента чакры Нидала заработали на полную мощность, что очень помогло развитию его бизнес-талантов. На сегодняшний день за ламой Оле числится более 600 центров Алмазного пути по всему миру. Ему уже под восемьдесят, но он по-прежнему бодр, предприимчив и несказанно успешен. Если спросить московского буддиста-кагьюповца, зачем ему все это надо, он ответит, почти не задумываясь: хочу быть, как Оле.
Бодрый и несложный буддизм в исполнении ламы Оле действует на адептов, как лучшее в мире бизнес-образование.
Московский буддийский вечер обычно проходит так. К восьми часам в центр стекаются некрупные и крепко сбитые кагьюповцы (их в Москве подавляющее большинство). Сначала обязательная медитация на 16-го Кармапу (не спрашивайте, кто это, но поверьте — человек хороший). Кагьюповцам предлагают последовательно выпустить из себя три луча цветов российского флага — белый, синий и красный. Каждый луч по очереди совершенствует тело, душу и разум. Попускав лучи около часа, усовершенствованные буддисты с легким сердцем отправляются в местный Кхампа-бар, чтобы просветленно перекусить. Говорят, там подают отличный суп из севрюги. Когда кагьюповцы едят, они выглядят совсем как мы, обычные непросветленные москвичи.