Сложно не заметить, что практически у каждой станции метро в центре монтируют какой-то сад. Причем все цветники разные, никакого единого стиля не прослеживается. Некоторые симпатичные, другие безвкусные. Все дело в том, что это конкурс: 30 августа в Москве откроется фестиваль «Цветочный джем», который собрал садоводов со всего мира. Большинство из них, конечно, российские, но 14 садовников приехали из Испании, Италии, Великобритании, Голландии, Китая и Уругвая и обеспечили событию международный статус.
Одна из участниц, Мария Рогулева, рассказала «Москвичу», что такое этот «Цветочный джем». Оказывается, это не очередной фестиваль варенья, а серьезный конкурс, участники — ландшафтные дизайнеры со всего мира, которых отбирало жюри. Например, Питер Финк из Великобритании монтирует сад на Тверском бульваре, а Кэрри Престон из Нидерландов — на Манежной площади.
«Выставочный, временный сад — это особый жанр, он может быть совершенно сумасшедшим и должен быть самодостаточным, вещью в себе. Это такие капсулы с ландшафтными идеями, которые адаптируются к среде, конкретному месту. Нужно сказать, что это чисто московские лихость и размах, подкрепленные выборами мэра и нашим колоссальным городским бюджетом, потому что в мире ландшафтные фестивали обычно организуются разными профессиональными ассоциациями на каком-нибудь подходящем поле или лугу, — объяснила Мария. — Но дело это для Москвы благое — ведь в этой области мы отстали на долгие годы, и если выборы мэра помогут развитию нашего ландшафтного сообщества, то это большой плюс городской карме».
Такие сады, неважно — большие или малые, должны легко собираться и легко вписываться в городскую среду. Дизайнеры заранее не знали, на какой городской площадке будет реализован их сад, поэтому многие проекты пришлось серьезно перерабатывать на местах, говорит Рогулева.
С 30 августа до 9 сентября лучше много гулять с фотоаппаратом, потому что после окончания фестиваля (после Дня города) сады разберут.
Профессиональный совет — пройтись по Новому Арбату: там отличные сады российских дизайнеров, благодаря которым это неуютное пространство, известное как вставная челюсть Москвы, стало неожиданно приятным и человечным. А малые сады будут размещены в школьных дворах по всему городу, в том числе и проект бюро самой Рогулевой — сад «Жар-птица» (Малая Бронная, 7/5).
По словам Марии, для «Джема» из подмосковных питомников выкупили почти все запасы декоративных растений (по официальной статистике — 4 миллиона цветов), их собрали на специальной площадке, и по этому полю, уставленному гортензиями, травами и цветами в контейнерах, бродили участники, отбирая материал для своих проектов. Сады возникли прямо на асфальте, и хотя это временные конструкции, большинство растений — многолетники, которые потом, надеются дизайнеры, могли бы посадить в московских парках.