Этой ночью от «Гаража» в Парке Горького должна была начаться велоэкскурсия по футбольным местам Москвы. Маршрут 11-й «Велоночи» проходил вдоль великой футбольной реки Яузы, по малым стадионам Ольховки, Таганки и Лефортово, где зарождалась слава русского футбола. Мог проходить, если бы за день до старта я, основатель «Велоночи», не узнал от руководителя департамента транспорта Максима Ликсутова, что событие не согласовывается.
У чиновников департамента было 40 дней на то, чтобы рассмотреть маршрут, внести в него коррективы, объявить, какие улицы очистить от транспорта слишком сложно, и предупредить: «Ребята, не выбрать ли вам другие пути познания истории футбола?».
VeloNotte/ Велоночь — событие масштабное: на него приезжают люди со всего мира, из разных городов нашей страны. В этом году специальным гостем стал генуэзский профессор Алессандро Марио Курлетто, автор книги «Спартак Москва. Истории футбола и власти в СССР эпохи Сталина», которая скоро будет экранизирована. В 4-часовом ночном эфире радио «Маяк» к нему должны были присоединиться легенда футбола, бомбардир «Спартака» Никита Симонян и автор множества книг о футболе, спортивный обозреватель Александр Нилин.
Теперь вся эта веселая компания сидит и ждет: что же решат власти? Недоумевает: почему в год мундиаля надо было запрещать образовательную околофутбольную велопрогулку?
С 2012 года в Москве проходит Велопарад, имеющий своей целью развитие велоинфраструктуры. Пять раз в год он получает поддержку города — перекрытые улицы и содействие всех городских служб. И это важно. Но должны быть и события, которые выполняют другие функции: архитектурно- и историко-просветительскую, рекреационную, научную, имиджевую, туристическую, потому что прославляют и влюбляют в Москву. Среди наших экскурсоводов и спикеров в Москве побывали Эльдар Рязанов, Владимир Войнович, архитекторы Сергей Скуратов, Сергей Кузнецов и Сергей Чобан.
Неужели Московская международная «Велоночь» с прямой трансляцией на всю страну — событие недостаточно важное? Документы были поданы в срок. «Велоночь» проходит в Москве 11-й раз. Почему нам отказали именно в этом году? У меня нет версий. Это несистемный ход правительства Москвы, который мы не можем трактовать. События про историю культуры, историю города и футбола, черт возьми, самого популярного спорта в России, должны проходить беспрепятственно, их должно быть больше. Людям тоже хочется встречаться, общаться, путешествовать.
До тех пор, пока в городе театральные уличные фестивали и городские культурные праздники будет проводить департамент торговли, а за «Велоночь», экскурсию на колесах, отвечать департамент транспорта, мы будем получать неожиданные решения. Транспортники в силах помочь культурным велосипедистам, что-то перекрыть, где-то подсветить, но не в праве решать — нужна городу «Велоночь», или это событие недостаточно массовое для того, чтобы город обратил на него внимание.
Мы очень надеемся, что в понедельник департамент, получивший сегодня высокий индекс цитирования с негативной оценкой его деятельности, подумает еще раз и вернется к переговорам с «Велоночью». Маршрут всегда можно скорректировать, а однозначный отказ слишком похож на репрессии в сфере культуры, чтобы считать его лучшим решением.
Послушать подкасты предыдущих «Велоночей» в разных городах мира: soundcloud.com/velonotte-and-more