Еще недавно журналисты и редакторы в Москве переходили с работы на работу с повышением зарплаты чаще, чем ездили в бесплатные пресс-туры. После технологической революции, нескольких кризисов, санкций и уменьшения рекламного рынка все изменилось, докладывает Сергей Шпаковский после того, как попытался устроиться на работу в медиа.
Кадровики говорят, что начало осени — лучшее время для поиска новой работы. Некоторые сотрудники не возвращаются на старое место после летних отпусков, другие впадают в сезонную депрессию и резво меняют педагогическую карьеру на менеджерскую должность. С последних чисел августа и до конца сентября москвичи начинают круглосуточно искать работу. Распрощавшись с онлайн-библиотеками и сериалами, я открыл браузер и полез на сайт рекрутинговых контор.
Рынок прессы в наше время не особенно щедр на свободные вакансии. Денег ни у кого нет, а если и есть, то мало кто хочет ими делиться. Если раньше можно было найти работу через друзей, то сегодня, хоть ты целый день пиши объявления в фейсбуке или звони старым коллегам, везде тишина. Рынок маленький, каждое предложение смехотворно. Звоню на всякий случай друзьям.
— Нет, Сереж, ничего. Мы главного редактора не можем найти, но там условия —сам понимаешь.
— Нет, Серег. Я бы с радостью, но нам сейчас только секретарь нужен, чтоб еще бухгалтерию вел.
Вот в стартап, посвященный IT и бизнесу, нужны редакторы. Первый, на 50 тыс. рублей в месяц, должен будет заниматься «контентным заполнением сайта компании», «продумыванием пиар-стратегии» и, на секундочку, «коммуникациями между департаментами компании». Конторе и года нет, уже одни департаменты. Второй редактор, на 30 тыс. рублей, должен писать «уникальные продающие» тексты, подбирать и редактировать изображения для соцсетей и, куда ж без этого, отвечать на входящие звонки клиентов. Требования к ним одинаковые: высшее образование, умение писать в инфостиле, опыт работы в крупных федеральных СМИ и информационных агентствах. Вот журналист, он просидел года два на выпуске в политическом или спортивном издании, писал по 50 новостей в смену, а теперь сиди пиши о технологиях пять заметок в неделю.
Ты любишь читать и не можешь представить свою жизнь без книг? Ты хотел бы стать частью большого дружного коллектива? Знаменитое книжное издательство ищет редактора направления остросюжетной литературы. Офис, если верить описанию, в самом центре Москвы. В паре станций на автобусе от «Полежаевской». Чтобы заинтересовать будущего начальника, нужно иметь высшее профильное образование, знать не менее двух иностранных языков, разбираться в современной литературе, знать все о допечатной подготовке книги. Предположим. Зачем этому человеку еще и html? Ну хорошо. Договорились встретиться в 11.00 в офисе. Попросили взять с собой резюме. Окей, распечатаю и возьму с собой. Утром приходит эсэмэска: «Давайте перенесем встречу на 13.00?!» Хорошо, давайте. Через час еще одна: «Руководитель просил сдвинуть собеседование. Он сейчас в отпуске. Вы сможете подъехать в понедельник?» Да уж, до следующей недели я смогу договориться с кем-нибудь еще. Тоже мне работодатели. График работы не указан. Зарплатные ожидания обсуждаются при личной встрече. Дичь. Ищу дальше.
В агентство FlashPR нужен редактор. Заработная плата — от 40 тыс. до 80 тыс. рублей. Это как вы вообще считать будете? Комфортабельный офис европейского класса. Локация — ЦАО, ст. м. «Комсомольская», город Мытищи. МЫТИЩИ!!! Это вы как так карту Москвы нарисовали? Полчаса на электричке с утра и полчаса на ней же вечером, разве нет? Почти центр города, ребята. Лучше уж сразу в Петушки! Серп и Молот — Карачарово. И немедленно выпил.
Наконец-то! Сами позвонили. Всегда хотел поработать с издательским домом N. Они искали корректора в 2007-м — тогда сразу пришел отказ. Они искали корректора в 2008-м. Отклик просто не рассмотрели. В 2010 году они искали редактора художественной литературы, контент-менеджера на сайт, опять корректора. Отказ, отказ, отказ. Теперь им нужен бренд-редактор. На секунду задумываюсь. Кто? Человек, который будет и командой управлять, и тексты вычитывать, и заниматься развитием бренда, и писать пресс-релизы? И все это за полтинник в месяц. Черт с вами. Значит, такая работа.
Это еще ничего. Профессии множатся быстрее кроликов, интернет-маркетолог оказывается СММ-менеджером, диджитал-редактор превращается в контент-креатора. И всем нужны уникальный контент, понимание медиа, нацеленность на результат и проектное мышление. И все должны быть не старше 25, но с десятилетним опытом работы.
Но цель мудрого руководителя — администратор или куратор. Человек, который будет делать все! Вот что пишут в описаниях к их вакансиям:
«Нам нужен куратор-супермен! Он готов взяться за SMM, работу со СМИ и внутренние коммуникации. По выходным нашего будущего героя ждет работа на b2b-мероприятиях. Вы узнаете все секреты работы в event-индустрии и PR, познакомитесь с интересными людьми и получите невероятный опыт!»
Может, стоит сразу писать: вы убьетесь в первый же месяц работы, потому что мы скинули на вас функционал четырех специалистов, а в качестве бонуса вы получите геморрой и тревожные состояния.
Вы любите работать с людьми? Нет! Вы стрессоустойчивы? Горите в аду! Вы умеете интересно и понятно писать обо всем на свете? Особенно о потоках каловых масс. Вы хотите научиться чему-то новому? Ну конечно!
Так, кто-то звонит.
— Алло, это вы? Здравствуйте, это Я. Наша компания представляет уникальные услуги для продвижения и развития бизнеса. Скажите, вы еще ищете работу? В настоящий момент у нас открыта вакансия…
Ну началось.
— Мы рассматриваем кандидатов с большим опытом работы. От года. Мы хотим, чтобы наш новый автор писал о бизнесе, мотивации, криптовалютах, трендах, культуре и актуальной политике. Мы ищем человека, который полностью взял бы на себя всю работу с текстами и мультимедиа. Идеальный кандидат умеет писать пресс-релизы, продающие тексты, деловые письма, а также монтировать видео, обрабатывать фотографии, работать с социальными сетями. Вам все еще интересно?
Да нет, знаете ли, я лучше хоккей посмотрю, макарон поем.
Смотрим дальше. Нужен журналист с юридическим образованием, сантехник-администратор со знанием SMM, проджект-менеджер фармацевтических медиапродуктов, а еще бухгалтер-инженер, стоматолог-водолаз, кассир-охранник и прекрасно разбирающийся в искусстве стран Азии оператор-монтажер с опытом работы на поехавших кукухой начальников.
Просыпаешься в холодном поту. Кому-то звонишь, закрываешь к чертям все эйчаровские сайты и, замотивированный Тони Роббинсом и Ричардом Брэнсоном, выходишь работать бариста в ближайшую кофейню. Зарплата такая же. Образование не нужно. График понятный. И все хорошо. Большой американо с ванилью, пожалуйста.
Фото: MGM