В Москве продолжают сносить однозальные кинотеатры. Несколько дней назад жители Коптево проводили в последний путь «Рассвет», некогда единственный на всю округу. А 7 августа жители района «Академический» выйдут на митинг в защиту «Улан-Батора» на улице Гримау.
Это не просто кинотеатр — это первый из типовых однозальных кинотеатров, которые строились в послевоенное время на окраинах Москвы, рассказала «Москвичу» историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма Анна Броновицкая. Кинотеатр является смысловым центром построенного во времена Хрущева района 9С, который градозащитники считают архитектурным и историческим памятником. Это маленький городок с системой дворов и фонтанов, образуемый улицами Гримау и Шверника. Именно здесь, рядом с нынешним кинотеатром, была построена первая московская хрущевка.
«Этот кинотеатр первый из типовых, очень хорошо сделанный и хорошо сохранившийся, со всеми деталями. Там мраморные пол и стена фойе, отлично сделанные витражи остекления, подлинные двери, — рассказала Анна Броновицкая. — Утрачена только вывеска из светящихся неоновых трубок, без которой фасад кажется невыразительным».
На снимках хрущевских времен этот кинотеатр называется «Ракета» — именно под таким названием он открылся в 1954 году.
«Все иностранцы — архитекторы, фотографы, художники, которых я вожу смотреть девятый квартал (а это обязательный пункт программы для всех интересующихся XX веком, холодной войной, оттепелью), делают перед кинотеатром стойку раньше, чем я успеваю о нем заговорить», — уточнила эксперт.
Кинотеатры в Москве, напомним, сносят в рамках программы их «реконструкции» и трансформации в районные культурные центры, затеянной одной из инвестиционных компаний — она выиграла конкурс на управление сразу 39 столичными однозальниками. «Приобретя все эти кинотеатры, они затеяли мощную пиар-кампанию, собрали всех знатоков модернизма, чтобы им рассказали о ценности зданий. Потом еще конкурс провели на проект реконструкции двух из них с условием максимальной корректности по отношению к существующей архитектуре. А потом оказалось, что они сносят все, кроме “Родины”, которая является охраняемым памятником 1930-х годов, — рассказала “Москвичу” Броновицкая. — Они идут на эти сносы с полным пониманием того, что именно они сносят».