Как проходят московские встречи с писателями в книжных? Примерно, как везде: первыми приходят непременные старушки. Те, что сидят на первых рядах в театрах, куда обычному человеку не попасть, те, что в музее расталкивают оплативших экскурсию и вылезают поближе к экскурсоводу.
На встречу с писателем (неважно, каким) они приходят за полчаса и сидят, мудро листая его книгу. По окончании дискуссии старушки кладут книги туда, где только что был их зад (ни в коем случае не на стенд, с которого книга была взята), и уходят, пошаркивая, на поиски новых интеллектуальных приключений.
Поэтому старушки здесь не главные. Самые важные слушатели впархивают с небольшим опозданием. Иные останавливаются поодаль и оттуда взволнованно внимают. Некоторые достают блокноты и строчат тезисы.
Тридцать из тридцати — женщины. Сегодня они пришли в «Молодую гвардию» послушать психолога, автора двух бестселлеров, коуча и популярного телеведущего Дмитрия Сороку. Ростовский бизнесмен написал свою третью книгу — «Женщина глазами мужчины». «Это будет последняя… крайняя, — тут же поправляет себя он, — книга для женщин». Сорока, известный всей стране специалист по семейным отношениям, создатель Школы подготовки профессиональных жен «Феномен» (!!!), переходит от строго женской целевой аудитории к смешанной и далее к мужчинам. Он следует зову сердца, а маркетологическое сердце не врет: еще пара лет развития русского феминизма, и женская аудитория раздерет Сороку на мелких воробушков. Потому что ключевая идея его труда в 270 страниц (с большими межстрочными расстояниями) — женщина как товар. Сколько она в себя вложила, таким спросом и будет пользоваться.
Сорока не дурак, он понимает, что мысли его целевой аудитории сконцентрированы не на ботоксе, как в нулевые, а на саморазвитии. Поэтому он говорит: «Стань интересной будущему богатому мужу, почитай книжку». О чем? О мужской психологии. Не Витгенштейна надо постигать, а теорию мужских потребностей. Психолог из телевизора опросил мужчин (на обложке книги написано красным «1000 успешных мужчин поделились…») и выяснил две важнейшие женские черты. Первая — миролюбие. Вторая — не спорить с мужем.
Он несколько раз повторяет этот заход. В зале, заполненном милыми офисными девами с волосами до лопаток, пробегает шорох: «Но это же одно и то же». Однако никто не спорит, не требует микрофон. Ведь спорить — это неженственно, а слушатели пришли учиться быть девочками (как будто мальчиками родились).
Зал на встрече с русским писателем традиционно пассивен. Его не волнует, что спикер употребляет слова «вылазить» и «тренерА». Публика почти не дышит. Смеются и переглядываются только несколько девушек: группа поддержки Сороки. Скорее всего, они из «Синтона», некогда скандальной псевдопсихологической секты с сексуальным уклоном. О ней много говорили в девяностых, а теперь совсем забыли. Тем временем «Синтон» создал свой карманный «Университет практической психологии», где за два года удаленного обучения и редких тренингов создает специалистов непонятного профиля — то ли коучей, то ли тренеров. Если поинтересоваться выпускниками заведения, окажется, что большая их часть училась «для себя». Чтобы лучше гонять подчиненных, проводить переговоры, а по факту — чтобы не перерабатывать.
Но не таков Дмитрий Сорока, выпускник того самого «университета». Он довольно давно, еще до «Синтона», открыл для себя мир мотивационных тренингов. Понял, что это выгоднее, веселее, чем сеть ростовских магазинов и ресторан. Откатав свои женские тренинги по провинции, он оказался в Москве, на главных каналах, где много передач на «вечные темы». Редакторам постоянно нужны герои. Телевизор — машина развлечений малых сих, и именно они благодарно внимают истинам «Синтона». Ок, переработанные, аккуратно подстриженные, но от них все равно тянет беспробудной тоской мира, который придумали мужчины для своих нужд: сон, секс, еда, быть главным, женщина без заморочек и не скандальная. Ага, а теперь еще и интересная, со знанием мужской психологии. Психология в целом (как наука) «профессиональной жене» не понадобится, ведь даже мужчин в так называемом университете учат не психотерапии, а лидерству и НЛП.
Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног. Психоанализ на мыло.
«Фигня какая-то», — взбрыкивает немолодая женщина на задах. Кидает книгу и уходит с топотом. К лектору выстраивается очередь за автографом. Юные девы за вечер прочтут 270 страниц откровенного сексистского бреда, наставлений о послушании.
Ох, нет на Сороку интерсекциональных феминисток. Не знают они о нем, потому что телевизор не смотрят.
На случай, если лень гуглить: интерсекциональность — это исследование форм угнетения, доминирования или дискриминации.