Утром 15 июля 2014 года в метро на перегоне «Парк Победы» — «Славянский бульвар» начало пропадать электричество. Мигал свет, гасли светофоры, срабатывали выключатели. В 8 часов 35 минут машинист поезда маршрута №34, находившегося внутри тоннеля на перегоне, доложил об отсутствии напряжения на контактном рельсе.
Поезд маршрута №6 въехал на станцию «Парк Победы» не полностью. Людей из тоннеля выводил машинист. А маршрут №5, подъезжавший из центра к станции «Славянский бульвар», просто исчез и не отвечал на вызовы диспетчера.
В 8 часов 51 минуту машинист маршрута №17 доложил, что подобрал на перегоне между «Славянским бульваром» и «Парком Победы» троих посторонних, которые рассказали об аварии на путях. К тому моменту работники метро уже знали, что случилось. В 8 часов 39 минут маршрут №5, не доехав из центра до «Славянского бульвара» всего 200 метров, резко затормозил, так что три вагона сошли с рельсов. Для пассажиров поезда, ехавшего на полной скорости, это стало полной неожиданностью. Вагон сильно тряхнуло, люди попадали друг на друга. «Меня швырнуло в середину вагона. Началась паника. Поезд буквально разорвало, вагон всмятку, очень много людей пострадало, кто-то оказался зажатым», — рассказывал очевидец. Другие отмечали, что при этом мгновенно погас свет, проскочила искра, началось сильное задымление.
Когда на место прибыли спасатели, стало ясно, что головной вагон врезался в первую колонну разделительной стенки тоннелей. Кабина машиниста и сам вагон до первой двери смяты в гармошку. Вторая секция первого вагона развернута поперек тоннеля, кузов смят с торцов. Четыре секции второго и третьего вагонов стоят под разными углами к путям. Очевидцы рассказывали, что многие пассажиры оказались заблокированы покореженным железом. «Я думал, это конец. Очень много пострадавших было. Разные травмы: головы, ноги», — говорил один из них.
Некоторым удалось выбраться самостоятельно, других с помощью специального оборудования буквально выковыривали спасатели. СМИ писали о семи заблокированных пострадавших. Последнего освободили только через 13 часов после аварии.
За час на поверхность вывели около 1500 человек, оказавшихся в тоннеле. Травмы получили 149 человек. 106 были госпитализированы в тяжелом состоянии. 20 человек, к сожалению, скончались на месте, еще четверо умерли от ран в больницах.
Следственный комитет тут же возбудил дело по факту аварии. Свое следствие провели и в метро. В протоколе совещания следственной комиссии Московского метрополитена сказано: «Под четвертым по ходу движения вагоном располагается недавно уложенный стрелочный перевод. На указанном стрелочном переводе отсутствует привод, остряки не соединены рабочей и контрольными тягами. Правый остряк прижат к рамному рельсу струбциной и закрыт на закладку без навесного замка. На проушине левого остряка имеется кусок проволоки диаметром 3 мм со следами скрутки. Левый и правый остряки между собой не соединены».
Грубо говоря, ремонт стрелочного перевода, производившийся за день до аварии, был сделан настолько некачественно, что в нарушение всех инструкций части стрелки были скручены проволокой. Уже 16 июля были арестованы двое работников службы пути, которые укладывали стрелку перед аварией. Чуть позже к ним присоединились еще два руководителя подразделений, отвечавших за укладку. Все получили 6 лет и 5,5 года колонии.
Фото: Виталий Белоусов/«РИА Новости», ITAR-TASS