Идею подсказал ему только что назначенный на пост вице-премьера Борис Немцов. Указ преследовал одновременно две цели: во-первых, экономию средств федерального бюджета, во-вторых, поддержку отечественного автопрома. Поддержать прежде всего должны были Горьковский автомобильный завод, где производились «Волги».
По странному стечению обстоятельств автор инициативы Борис Немцов был именно из Нижнего Новгорода. Указ был подписан Ельциным 31 марта 1997 года, а 1 апреля вступил в силу. Уже 12 апреля на канале НТВ вышла очередная серия сатирической программы «Куклы» под названием «Берегись автомобиля». Некий «Юрий Деточкин» подменил на «Волгу» «Мерседес» Бориса Березовского, в тот момент занимавшего пост заместителя секретаря Совбеза. Кстати, именно Березовский был основателем компании «ЛогоВАЗ», которая в конце 1980-х годов привезла в СССР первые иномарки. Кукольный Березовский побежал за помощью в Кремль. В ответ премьер Виктор Черномырдин говорит ему, что это уже третий случай за сегодня. «Это какой-то извращенец работает. Садист», — говорит Березовский. Садистом, естественно, оказывается Борис Немцов. Его ловит с поличным глава МВД Алексей Куликов, но Немцов уговаривает коллегу вместе обеспечить рабочими местами россиян, так как чинить «Волги» будет вся страна. В конце передачи Борис Ельцин лично подменяет милицейскую «Волгу» на «Москвич», ибо «кто-то должен и о москвичах позаботиться».
В реальности патриотический проект Немцова не удался. Подвел сам Борис Ельцин, который категорически отказался пересаживаться со своего Mercedes-Benz S-140 на продукцию отечественного автопрома. Около полусотни чиновников из Кремля все же последовали указу. Но и тут их ожидало разочарование: дорогие машины представителей власти просто некому было покупать. На аукцион в Люберцах пришли всего 22 человека.
Нежелание чиновников пересаживаться на отечественные машины можно было понять. В тот момент российский автопром не радовал потребителя. ВАЗ-2105 и «Москвич-2142» выпуска 1997 года разгонялись до 100 км/ч аж за 20 секунд. Ну и сидеть в «Мерседесе» было несравнимо приятнее, чем в «Волге». В итоге указ был отменен Ельциным ровно через два года.
Однако намерение создать автомобиль, в который не стыдно посадить президента, стало отчасти нашей национальной идеей. В 2012 году указ об использовании отечественных машин в качестве представительских издал и Владимир Путин. Тогда дело пошло легче, так как появились западные модели отечественной сборки. Впрочем, сам Путин по-прежнему передвигался на «Мерседесе» и «Майбахе». Только в 2018 году ему был предоставлен отечественный Aurus.
В условиях санкций процесс освоения продукции нашего автопрома в Кремле, по всей видимости, пойдет быстрее.
Фото: МИА «Россия Сегодня»