Я из поколения москвичей, которое росло не только с телефоном в руках, но и хорошо распробовало японскую кухню. Сходить на субботний ужин с родителями и заказать сашими и маринованные водоросли, скинуться с подружками на сет, уговорить маму заказать роллы на день рождения, а не готовить дома унылые салаты — все это было для меня нормой. Наверное, поэтому мне кажется, что «Якитория», где и сегодня можно договориться о встрече с героем интервью или перехватить порцию comfort food после напряженного дня, существовала всегда. А если не всегда, то очень давно, уже 25 лет. И таких концепций, которые сумели сохранить актуальность и не потерять связь со своей аудиторий спустя два с половиной десятка лет, не так много.
Четверть века назад большинство россиян и даже москвичей, обычно опережающих страну по части следования гастрономическим трендам, с японской кухней не были знакомы от слова «совсем» или считали ее чем-то очень экзотическим. В начале 90-х существовало несколько заведений, но попробовать в них суши и роллы простой горожанин со средним доходом вряд ли мог. Рестораны позиционировались как элитные, а значит, к посещению нужно было готовиться по меньшей мере материально.
И вот в 1999 году недалеко от метро «Белорусская» появилась первая «Якитория». Здесь все было непривычно: официанты в кимоно, японцы на кухне, названия блюд, которые поначалу было сложно прочитать. Но уже через каких-то два-три месяца сюда было не попасть. Да и в более поздние годы свободные места в ресторане на «Белорусской», да и в других «Якиториях», были не всегда.
Именно в «Якитории» москвичи учились есть палочками, пробовали васаби и соевый соус, влюблялись в «Калифорнию» и «Филадельфию». Хотя название заведения отсылает к якитори — маленьким куриным шашлычкам, ходили сюда в основном за хорошо приготовленной и при этом относительно недорогой свежей рыбой, а особенно привлекательными были суши и роллы.
К сожалению, в 2021 году ресторан на «Белорусской», открывший дорогу доступной японское кухне в Москве, закрылся. Но задолго до этого «Якитория» уже превратилась в крупную франчайзинговую сеть, причем новые места открывались не только в ЦАО, но и в спальных районах (за что от меня, человека с юго-запада Москвы, отдельная благодарность). Здесь хорошо считали обозначившийся еще в нулевые запрос горожан — иметь недалеко от дома место, где можно было бы съесть любимые роллы или собраться компанией.
Уловили в «Якитории» и еще одну тенденцию. Все в те же нулевые в ресторанах начали обустраивать кинозалы, так что можно было не только вкусно поесть, но и посмотреть какой-нибудь фильм или матч. А окончательно «Якитория» закрепилась в роли демократичного и приятного близкого к дому места, когда в заведениях появились детские комнаты и специальное меню для маленьких гостей.
«Якитория» следует многим актуальным трендам. В 2008 году, когда в рестораны и так выстраивались очереди, сеть запустила свое приложение доставки. Поначалу заказывать роллы и суши считалось приличным по двум полярным поводам — очень хорошему, например на домашнюю или офисную вечеринку, или очень плохому, когда напала болезнь или тоска. Но популярность доставки стремительно росла, и тут я уже вспоминаю 2010 год, когда мы с подругами соревновались в знании японских блюд, заказывая «Якиторию» на обед.
Примерно тогда же — вместе с доставкой — в дополнение к японской кухне в «Якитории» появилась пицца, а привозить заказы начали в многоразовых экологичных сумках. Уже много лет я с удовольствием хожу с такой за продуктами сама и раздаю знакомым, еще не успевшим обзавестись экологичными шоперами. Часто вижу людей с этими сумками в магазинах и транспорте, но самая неожиданная встреча произошла на Бали — семья несла в ней на пляж какие-то нужные вещи. Тогда подумала, что замкнулся некий круг: «Якитория» привозит в Россию традиции азиатской кухни, а россияне везут в Азию фирменные сумки.
Если уж вспомнили про Бали, стоит сказать, что «Якитория» — давно не только про Японию. Когда в Москве все полюбили паназиатскую кухню, здесь она тоже появилась. Том ям, гедза, теплые салаты, паровые булочки и ролл «Бали» с манго дополнили японское и европейское меню.
Но все же вечной классикой остаются суши и роллы из свежей охлажденной рыбы и сливочного сыра. За них я полюбила «Якиторию» еще подростком и лишь спустя годы узнала, что «Якитория» закупает рыбу только на сертифицированных заводах, где сырье проходит сотню проверок и имеет целую пачку документов. У рыбы есть свой специальный сертификат, так называемый суси-грейд. И, конечно, это именно свежая охлажденная рыба, прямо как в Японии.
Сегодня «Якитория» — одна из самых крупных в России франчайзинговых сетей ресторанов японской кухни. В нее входит около сотни заведений, только в Москве и области их больше 70. Каждый год открывается несколько новых ресторанов, а те, что уже проверены временем, обновляются. Моя любимая «Якитория» — районная, на Красногвардейских прудах. Ценю ее за уютную атмосферу, стабильно высокое качество блюд, дружелюбных официантов, приятную веранду, которая открывается летом, и работу до двенадцати ночи — по вечерам настроение съесть что-нибудь вкусное посещает меня особенно часто.
Фото: пресс-служба «Якитории»