Редакция Москвич Mag

45 лет назад в Москве состоялась премьера фильма «Служебный роман»

3 мин. на чтение

И сразу успех. Историю любви начальницы-мымры и ее подчиненного — стеснительного и неловкого отца-одиночки в первый год после выхода картины посмотрели более 58 млн зрителей. Фильм стал лидером кинопроката 1978 года, а реплики его героев моментально разобрали на цитаты.

На переплетениях сюжетных линий и взаимоотношениях героев останавливаться не будем, многие смотрели и пересматривали лирическую комедию много раз. Но есть еще персонаж этого фильма, наблюдение за которым даже сейчас, спустя сорок пять лет, буквально завораживает. В некоторых моментах хочется нажать на кнопку «пауза», рассмотреть его более внимательно и удивиться тому, как изменился он за эти годы, сохранив при этом свою небывалую энергетику и очарование. Этот персонаж — Москва. Причем персонаж не проходной, а один из главных героев фильма, про которого режиссер фильма Эльдар Рязанов рассказывает как-то особенно нежно и трогательно, хоть и не без иронии.

Основной московский адрес картины — здание, где заседает Статистическое учреждение, герои которого крутят служебный роман. Кажется, что все происходит в одном месте. Вот только при изучении материалов оказывается, что для съемок использовали аж три локации.

Саму контору с кабинетами и сопутствующими декорациями соорудили на «Мосфильме». Офисную жизнь сотрудников снимали там.

Запавший всем в душу кабинет Елены Прокофьевны Калугиной с собственным выходом на крышу находился в доме Нирнзее, что в Большом Гнездниковском переулке.

Ну а фасад здания, где заседает собственно само Статистическое учреждение, это вход в бывший доходный дом Хомякова. Он находится в районе Неглинной, на пересечении Петровки и Кузнецкого Моста.

Фасад часто появляется в кадре: массивные деревянные двери, светильники в стиле ар-деко. Но интереснее рассмотреть вывески по обеим сторонам дверей. Тонкий и ироничный стиль Рязанова проявляется здесь во всей своей полноте.

Судя по надписям, кроме собственно Статистического учреждения, в этом доме находились «Главкость», «МОСРЫБСТРОЙ при ГЛАВРЫБЕ» (привет Михаилу Булгакову?), «Нии Чего» (отсылка на НИИЧАВО Стругацких), «Главбурение», «Главшерсть» «Управление внешних сношений».

Дом этот и сейчас стоит на своем месте. В нем размещается Федеральное агентство морского и речного транспорта. Двери совсем другие и светильники тоже поменяли. Но сам дом сохранился и не так давно — в 2019 году — получил статус объекта культурного наследия регионального значения. Так что в обозримом будущем его точно не снесут ради строительства очередного элитного жилья.

В этом же районе и нескольких других снимали и город. Самые необычные городские пейзажи в фильме связаны с редким для Москвы явлением — обильным снегопадом, случившимся в самом начале сентября 1976 года. Как раз в то время, когда шли съемки картины. По сценарию кадров с занесенными снегом деревьями, листва которых даже не успела пожелтеть, не должно было быть в фильме. Однако режиссер принял волевое решение потратить день съемок на это чудо природы и потом добавил в хронометраж лишние три минуты. К тому же на эти заснеженные виды идеально легла песня «У природы нет плохой погоды», стихи к которой написал сам Эльдар Рязанов.

И здесь тоже интересная история. Режиссер обманул коллег, заявив, что это перевод стихотворения английского поэта XVIII века Уильяма Блейка. Скорее всего, он сделал это, чтобы услышать честную и объективную оценку его строк. Композитору Андрею Петрову слова понравились, и он написал к ним лиричную мелодию, которая первой возникает в голове, когда мы слышим про фильм «Служебный роман», как и те кадры с выпавшим в сентябрьской Москве снегом.

Московские пейзажи, к слову, часто становятся отдельными героями советского кинематографа. Особенно виды с ее центральных улиц. Фильм «Прощай, шпана замоскворецкая» снимался в Кисельном тупике. Правда, того темного дворика рядом с Рождественским монастырем давно нет. Почти все старые дома там снесены.

Кисельный переулок, 1980-е; скриншот из фильма «Прощай, шпана замоскворецкая», 1987

В фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича» (авторское название «Мне двадцать лет») тоже много старой Москвы, которой сейчас почти не осталось. И все-таки можно узнать на черно-белых кадрах виды Цветного бульвара, Центрального рынка, Рождественки.

Оператор Маргарита Пилихина, актеры Марианна Вертинская и Валентин Попов на съемках фильма «Застава Ильича», 1965

«В нашем городе чересчур много жителей, чересчур много приезжих, чересчур много машин. Все куда-то спешат, все куда-то опаздывают. Всюду толкотня, давка, очереди. Но все равно я люблю этот город. Это мой город. Это очень хороший город». Эти слова говорит главный герой Анатолий Ефремович Новосельцев в исполнении несравненного Андрея Мягкова. Кажется, что каждое предложение актуально и для Москвы сегодняшней.

Фото: E. O./Фотобанк Лори, Роман FRF, Генриетта Перьян/pastvu.com, скриншоты из фильмов «Служебный роман»/«Мосфильм», «Прощай, шпана замоскворецкая»/«Мосфильм»

Подписаться: