В октябре о росте потребительского экстремизма (когда покупатели манипулируют законодательством о правах потребителей с целью наживы) сообщили автомобильные дилеры, заявив, что клиенты специально покупают машины с недостатками, чтобы потом требовать компенсацию через суд.
Теперь об этом же говорят и компании, торгующие на маркетплейсах. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на опрос Федерального общества сетевой торговли, в 2024 году 62% продавцов сталкивались с потребительским экстремизмом, причем 51% из них зафиксировали больше трех таких случаев в год. Правда, 26% компаний считают, что за это ответственны их конкуренты.
В 58% случаев селлеры жаловались на то, что покупатели возвращают товары после краткосрочного использования. К слову, самые недобросовестные из них иногда возвращают магазину подделку какой-нибудь брендовой сумочки вместо оригинальной вещи, правда, в этом году было зафиксировано только 2% похожих случаев. Еще 28% компаний пожаловались на шантаж: им грозили обращением в госорганы или судебными исками, однако лишь 14% «экстремистов» инициировали судебные споры.
Представители рынка отмечают, что в последнее время потребительский экстремизм стал частым явлением из-за лазеек в нынешнем законодательстве, которыми злоумышленники активно пользуются. Но и сами продавцы, даже добросовестные компании, стараются трактовать все спорные ситуации в свою пользу.
Фото: ImageFoto/shutterstock.com