В 1947 году по предложению Сталина Совет министров принял Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Так началась история сталинских высоток. Должны были построить восемь. К 1953 году успели возвести шесть. Стройку восьмой, самой высокой, после смерти Сталина тут же остановили, но седьмую довели до конца.
Эту самую седьмую высотку поначалу собирались строить возле стадиона «Динамо». Но с запада от Кремля не хватало высотной доминанты. Так появился проект «Гостиничное здание в Дорогомилово», над которым работали более 2000 человек во главе с архитекторами Аркадием Мордвиновым и Вячеславом Олтаржевским.
Высотку заложили еще в 1947 году, но всерьез к строительству приступили только в 1953. Смерть Сталина поставила жирный крест на «сталинском ампире» со всеми его снопами, сочными колхозницами и виноградными гроздьями. Хрущев начал громить «архитектурные излишества» почти сразу, как получил власть. А 4 ноября 1955 года и вовсе подписал убийственное для архитекторов постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Впрочем, будущей «Украины» это не касалось. В 1954 году СССР отмечал 300-летие присоединения Украины к России. Хрущев, с 1938 года состоявший в должности первого секретаря ЦК КП(б) Украины, сделал своей бывшей вотчине два ценных подарка: Крым и гостиницу, которой он дал имя «Украина». Последняя должна была стать московским алаверды аналогичной высотке на Киевском Крещатике. Поэтому на «Украине» не экономили. Пока насмерть напуганные архитекторы обдирали с домов лишние веночки, «Украина» продолжала колоситься, число излишеств там только множилось.
Подарок украинским коллегам портил только пейзаж. Кутузовский проспект еще едва начали закладывать, а само Дорогомилово было одной из самых страшных окраин Москвы. Вокруг высотки ютились жалкие хибары, землянки и вонючие заводики царских времен.
Гостиницу открыли 25 мая 1957 года, когда Москва принимала гостей VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. «Украина» поражала неземной роскошью. Вплоть до 1976 года она была самой высокой гостиницей в мире (206 м). Центральный корпус насчитывал 34 этажа и 1026 номеров, в боковых зданиях располагалось 250 жилых двух- и четырехкомнатных квартир. Обслуживали постояльцев 800 человек персонала. На стенах висело 1200 полотен крупных советских художников. В здании работало кондиционирование и пылеудаление, была своя телефонная станция на несколько тысяч номеров, а также почта, сберкасса, телеграф, несколько магазинов и кафе. Олтаржевский, который еще в 1947 году получил Сталинскую премию за этот проект, писал, что «по богатству и характеру архитектурной композиции это не только образ гостиницы — это монумент величия сталинской эпохи». Именно сюда по бульварам и Калининскому проспекту везли потрясенных представителей «загнивающего Запада».
Однако к концу советской эпохи блеск «Украины» сильно поблек. Когда в 1989 году в гостиницу заселили участников Московского международного фестиваля мира, гости были неприятно поражены едой, которая напоминала «слипшиеся комки», медлительностью персонала и тем, что никто из обслуги английского не знал. В номерах бегали тараканы, а длинные, плохо освещенные коридоры напоминали фильмы ужасов.
В 2005 году «Украину» приватизировали и провели масштабный ремонт. Число номеров сократилось до 505 плюс 38 апартаментов. Упор сделали на комфорте. Ностальгический советский антураж был сохранен и даже усилен: владельцы приобрели для «Украины» 58 скульптур 1950-60-х годов. Теперь глаз постояльца радуют девушки с веслами, пионеры с горнами и бессмертные колхозницы со снопами. Серпы и молоты по-прежнему увековечены в потолочных лепнинах и декоре фасадов. СССР стал весьма выгодным рыночным брендом, за который гости столицы готовы платить от 15 тысяч рублей в сутки.
Фото: Harrison Forman/collections.lib.uwm.edu