По оценкам экспертов, из 500 московских ТЦ лишь 140 являются качественными и соответствуют современным нормам. Под качеством при этом понимают востребованность у арендаторов и посетителей, товарооборот и арендный поток в таких центрах держатся на уровне не ниже среднего по рынку.
Остальные же 360 торговых центров либо изначально были неудачно спроектированы, либо устарели со временем, в итоге они не пользуются популярностью ни у продавцов, ни у покупателей. И сейчас часть из них требует либо «легкого» ремонта, либо полноценной реконцепции.
По словам регионального директора департамента стратегического консалтинга Colliers Владислава Николаева, смена формата особенно актуальна для центров, построенных до 2008 года. При этом небольшие здания (с арендной площадью до 20 тыс. кв. м) превратились в центры районного формата, для поддержания посещаемости им необходимо делать акцент на предоставление услуг и сервисов для жителей их районов.
Ремонт же, даже легкий, требует немалых вложений — минимальная «косметика» (частичное обновление фасадов, общих зон, ремонт оборудования) обходится в 10–15 тыс. рублей за квадратный метр. А вот капитальный ремонт и реконструкция здания обойдутся в два-три раза дороже, в отдельных случаях могут даже достигать стоимости нового строительства.
Но сейчас из-за пандемии далеко не все ТЦ могут позволить себе провести хотя бы минимальный ремонт, так как во многих из них количество арендаторов до сих пор не восстановилось.
Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ/Fotodom