На прошедшем 3-4 августа в Москве популярном летнем фестивале «Пикник Афиши» впервые заработала большая зона развлечений для юных гостей. Организаторы руководствовались тем, что современные родители не хотят оставлять детей дома, готовы делить с ними музыку и эмоции больших фестивалей и при этом хотят дать им возможность внутри взрослого события находиться в интересном для них пространстве. Детские программы на «Пикнике» представляли различные бренды и компании. «Москвич.Mag» пообщался с родителями о том, что им кажется важным в развитии детей.
Одним из активистов детской зоны «Пикника Афиши» стала группа компаний «А101». Застройщик жилых районов «Родные кварталы», «Деснаречье», «Прокшино», «Дзен-кварталы», «Бунинские кварталы» в Новой Москве предлагает жителям новых массивов не только удобное и комфортное жилье, отвечающее современным стандартам строительства и концепциям развития инфраструктуры, но и участие в образовательных, культурных и спортивных мероприятиях. Их организует образовательное бюро «А101 Лернити».
Цель программы образовательного бюро — дать возможность вести счастливую и насыщенную событиями жизнь в своем районе: знакомиться, общаться и дружить с соседями, вместе заниматься любимым делом — будь то тренировки по баскетболу, репетиции оркестра или театральные постановки.
Особое внимание в «А101 Лернити» уделяют гармоничному развитию детей. Специалисты бюро предпочитают игровые практики и живые дискуссии бесконечному повторению правил и заучиванию скучных текстов.
Зона образовательного бюро «А101 Лернити» на «Пикнике Афиши» начиналась с королевского крокета для всех желающих, а руководил игрой Шляпник из «Алисы в Стране Чудес». Ребята 7-12 лет участвовали в «строительных проектах», сооружая хитроумные конструкции из разнообразных материалов. Основное в таких проектах — не работа по инструкции, а возможность решить реальную задачу с помощью того, что есть под рукой, возможность предъявить свое авторство.
Малыши ясельного возраста проводили время вместе с родителями в зоне свободной игры, возводя замки из деревянного конструктора «Бабашки», а те, кому уже больше 4 лет, — играя с песком или моделируя из воздушного пластилина.
«Мы собираем лучшие детские и детско-родительские практики, которые есть в нашей стране, а зарубежные — адаптируем под нашу реальность. Так наши жители обретают возможность получать действительно качественное дополнительное образование рядом с домом и качественно проводить свой досуг, — рассказывает Лилия Пушкова, руководитель направления работы с родителями «A101 Лернити». — Современными исследованиями подтверждено, что у детей условно до 7 лет, а на самом деле до 9−11 лет ведущая деятельность — игровая. В игре развиваются все навыки, которые мы хотим видеть у ребенка к началу школы: умение сидеть за партой весь урок, концентрировать внимание, слышать и понимать, что говорит учитель от доски, выполнять правила».
Лилия Пушкова рассказала, что для успешного начала учебы в школе малышам важно прежде всего развивать мелкую моторику рук, связанную с высокой степенью чувствительности пальцев. Чтобы в первом классе аккуратно писать первые буквы, ему еще до школы нужно много времени посвящать разнообразной ручной деятельности. Поэтому в «А101 Лернити» предусмотрены зоны свободной игры, где есть кинетический песок, фасоль, гречка и много других сенсорных материалов. «Когда ребенок этим занимается, он настраивает мелкую чувствительность пальчиков, чтобы потом ему было легче писать», — поясняет специалист.
«Подход к воспитанию изменился, сейчас надо заниматься развивающими практиками едва ли не с рождения ребенка. И их предлагают так много, что глаза разбегаются, а надо еще не навредить. Поэтому мы с женой внимательно читаем все, что пишут об этом, читаем подкасты, — рассказал Вячеслав Спицын, который пришел на «Пикник Афиши» с двухлетним сыном Марком. — Так как мы оба работаем, нам важно, чтобы ребенка не надо было далеко возить. Еще не хочется, чтобы это было что-то скучное или унылое: сын очень подвижный, любит смену впечатлений, долго его на месте не удержишь».
В «А101 Лернити» все занятия проходят рядом с домом. Причем в отличие от традиционных «развивашек» это не «школа в миниатюре», где ребенок просто оказывается за партой на год-два раньше, и не аналог подготовительной группы детского сада, а совершенно самостоятельные программы, разработанные специалистами по развитию дошкольников.
«Для меня очень важно, чтобы моему ребенку было интересно на занятиях, — рассказала «Москвич.mag» жительница Новой Москвы Анна Храмеева, мама пятилетней Аси. — А детям в этом возрасте интересно тогда, когда они занимаются вместе со своими друзьями и подружками, которых уже знают по детской площадке, с которыми живут рядом, вместе отмечают дни рождения. Дети не просто встретились на кружке или секции и разошлись, а могут пообщаться потом на прогулке, похвастаться своими успехами, обсудить, что будут делать на следующем занятии. Это не только танцы или рисование, но и общение, коммуникация, это очень важно».
«A101 Лернити» не только организовывает занятия и кружки в своих районах, но и целенаправленно занимается объединением местного комьюнити. Причем в зависимости от ситуации выбираются наиболее эффективные приемы работы с сообществами жильцов.
«Раньше мы приходили в жилой район, а там уже люди живут, у них уже есть какие-то наработанные практики, традиции, в которые мы и привносили что-то извне, — объяснила Екатерина Владимирцева, руководитель культурно-фестивального направления «А101 Лернити». — А в районе “Прокшино”, который еще только заселяется, мы сначала запустили программу “Добрососедство” и уже затем потихоньку подключаем все наши культурные и образовательные направления». По словам Екатерины Владимирцевой, если в других ЖК «А101 Лернити» организует 60-70% активностей, то в «Прокшино» местное сообщество самостоятельно обеспечивает те же 60%, а образовательное бюро помогает с оставшимися 40%.
Своей задачей образовательное бюро «А101 Лернити» видит именно «продюсерскую поддержку» самоорганизации сообществ в новых жилых массивах. Бюро приглашает специалистов, которые ведут занятия и для детей, и для взрослых по самым разным направлениям — от музыки и театра до техники и моделирования.
«У нас появился курс по вокалу, который называется “Уроки караоке” — чтобы не “пугать” тех, кто внутренне был бы не готов ходить в обычную музыкальную школу, — объясняет Екатерина Владимирцева. — Формат караоке более понятен и привычен, это часть повседневной культуры. Но человек, который ведет курс, — профессиональный академический педагог».
Еще один музыкальный проект «А101 Лернити» — «Оркестратория», самодеятельный оркестр непрофессиональных музыкантов, прежде всего ориентированный на взрослых жителей района, которые получают возможность в свободное время заниматься музыкой, выступать. Это яркий пример самоорганизации местного сообщества при поддержке компании-застройщика, который предоставляет место под репетиции и для хранения инструментов.
«ГК “А101” придумала и создала образовательное бюро “A101 Лернити” и поддерживает его: финансирует, предоставляет помещения под арт-студии, — комментирует Екатерина Владимирцева. — Мы совместно с коллегами проектируем будущие помещения в жилых районах так, чтобы потенциальная возможность реализации будущих проектов была туда заложена инфраструктурно».
Жителям районов «A101» можно только позавидовать: у них есть все возможности гармоничного развития детей с самого разного возраста, участия в творческих и образовательных проектах, занятий любимым делом.
Фото: пресс-служба «А101 Лернити»