Редакция Москвич Mag

AR и нейросети: как используются технологии в музеях и галереях

3 мин. на чтение

Использование технологий в культуре — глобальный тренд, который позволяет музеям и художественным галереям поддерживать передовой статус и привлекать внимание местной и международной аудитории. Институции внедряют инновации, чтобы сохранять и распространять культурное наследие, предлагая посетителям новый опыт взаимодействия с артефактами. О том, как создаются успешные технокультурные проекты, рассказали эксперты Sber Metaverse Tech и команды Event Lab «СберМаркетинга».

Зачем культуре технологии

С каждым годом эволюция технологий открывает все новые возможности получить культурный опыт. Активный всплеск проектов пришелся на пандемию, когда институции были вынуждены пересмотреть свои бизнес-модели, чтобы избежать полной остановки деятельности.

Из-за локдауна виртуальные выставки и экскурсии по залам стали единственным способом прийти в музей. Так, парижский музей Лувр создал в виртуальной реальности мир «Джоконды», а крупнейшие художественные галереи занялись разработкой трехмерных выставочных залов с высокой детализацией картин и экспонатов и автоматизированным переводом диджитал-экспликаций.

Форма взаимодействия с материальными и нематериальными объектами через экран ноутбука или смартфона не только помогла остаться на плаву, но и существенно расширила аудиторию, привлекла новые группы за счет почти неограниченных возможностей потребления культурного контента. Открыв двери для посетителей после пандемии, культурные учреждения продолжили интегрировать технологии в свои офлайн-программы. И это пошло им только на пользу.

Оживить Пушкина

Технологии помогают создавать цифровые копии объектов, возраст которых исчисляется сотнями, а то и тысячами лет. Они становятся ценной документацией культурного наследия и привлекают внимание общественности.

Один из свежих примеров — совместный проект команд Sber Metaverse Tech и Event Lab «СберМаркетинга», подготовленный к круглой дате со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Разработчики создали интерактивный цифровой аватар поэта, который стал ключевой фигурой на церемонии открытия фестиваля «Наш Пушкин. 225». Созданная с использованием цифровых технологий и нейронной сети GigaChat высокореалистичная трехмерная модель Пушкина могла поддерживать беседу на разных языках и отвечать на вопросы в свойственной, согласно биографическим сведениям, Александру Сергеевичу манере.

Посмотреть по-новому

Количество экспонатов в музейных экспозициях, как правило, ограничено. С помощью нейросетевых моделей (AI) и технологий дополненной реальности (AR) выставочные пространства можно расширить, предложив посетителям новый опыт культурного досуга.

Так, в 2024 году в рамках масштабной экспозиции «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в Третьяковской галерее с помощью AI- и AR-технологий «оживили» пять художественных работ. Разработчики позаботились о механике взаимодействия с картинами и сделали ее максимально простой: чтобы увидеть анимированные элементы, достаточно отсканировать QR-код и навести камеру на полотно. Благодаря такой интеграции посетители смогли выйти за рамки привычного опыта и получить новые впечатления от уже известных произведений.

Найти подход к молодежи

Музеям важно сокращать дистанцию между культурным наследием и аудиторией. Согласно опросу НАФИ, 95% посетителей культурных институций — люди старше 55 лет, а молодые россияне признаются, что ни музеи, ни культурные объекты не вызывают у них интереса. И, чтобы привлечь их, следует говорить с ними на понятном им языке.

Представителей поколений «зет» и «альфа» не удивить мультиязычными аудиогидами и экспликациями с QR-кодами. Они привыкли получать информацию в игровой форме через гаджеты. Привлечь их в музей может edutainment-подход — обучение через развлечение.

Например, к своему 112-му дню рождения музей Пушкина разработал AR-приложение. После его загрузки на смартфон можно было отправиться в квест-приключение «Узнай легенды Пушкинского музея». Цифровым гидом по метамиру стал СберКот. Благодаря его подсказкам посетители знакомились с залами и экспонатами и собирали трофеи. А музей Волгограда, посвященный Сталинградской битве, в 2023 году интегрировал в экспозицию AR-технологии и запустил приложение для мобильных устройств. Посетители, которые знакомились с экспонатами с помощью виртуального гида, отмечали, что  такая экскурсия сделала экспозицию более понятной и эмоционально насыщенной.

«У культуры и технологий есть одно общее свойство — влиять на жизнь общества и преобразовывать ее в лучшую сторону. Разрабатывая и предлагая передовые технологии музеям и галереям, мы помогаем им сохранить, рассказать и передать знания о важных событиях, героях и произведениях искусства. Мы даем возможность молодому поколению прикоснуться к ним через новые технологии, переводя этот опыт на совершенно другой уровень», — отметил Макс Козлов, руководитель Sber Metaverse Tech.

Фото: пресс-служба Sber

Подписаться: