Поводом стало увольнение его предшественницы Татьяны Дорониной.
На прекрасном мрачном здании МХАТа на Тверском бульваре до недавнего времени висела афиша — разделенный пополам транспарант рекламировал два наименования: «Последний герой» в постановке Руслана Маликова и «Последний срок» в постановке заместителя худрука театра Сергея Пускепалиса. Дирекция площадки не увидела в этом ничего символичного, а стоило бы. Для артиста и режиссера Пускепалиса эта постановка стала в буквальном смысле слова первой и последней в этом театре — его назначили руководителем старейшего в России театра им. Волкова в Ярославле, и на днях он оставит МХАТ. А звание последнего героя (в литературном смысле, конечно) поделили между собой нынешний худрук Эдуард Бояков и прежний — Татьяна Доронина, переведенная на пост президента театра в начале нынешнего года. Боякову не позавидуешь — у сооснователя фестиваля «Золотая маска» и «Белые ночи в Перми», основателя театра «Практика» и «Политеатра», кажется, в театральном мире не осталось сторонников, кроме назначившего его на эту должность министра культуры. При этом возглавляемую Бояковым площадку сейчас потряхивает сильнее, чем любую другую в России. И если до сих пор он пытался достаточно жесткими методами совладать с доставшимся ему коллективом, то теперь ситуация, кажется, вышла из-под контроля.
Собственно, этот конфликт начался сразу, как только Доронина перешла от реального управления к номинальному, однако именно сегодня он получил значительное развитие. Ранее артисты МХАТа писали открытые письма в Минкульт, записывали видеообращение к президенту РФ с требованием вернуть Дорониной реальные полномочия по формированию репертуара и определению художественной политики. На сегодняшней пресс-конференции группа бывших и нынешних актеров труппы театра объявила о следующем шаге — подаче в прокуратуру заявления с требованием проверить деятельность нового худрука и обстоятельства увольнения Дорониной. Об этом сообщает Daily Storm. Не понравился актерам и новый подход к формированию труппы — вместо штатных должностей артистам предлагались краткосрочные контракты. Однако поводом обратиться в надзорный орган стала именно судьба Дорониной. Сама экс-руководительница (и пока действующий президент театра) с тех пор в здании на Тверском бульваре, 22, не была; значительную часть времени с тех пор она находилась на больничном.
Кроме того, артисты попеняли новому худруку, что новые спектакли не пользуются популярностью у публики (которую театр, по их словам, уже начал терять) в отличие от хитов доронинской эпохи. Среди прочего недовольство труппы вызвали и планы перенести во МХАТ ноу-хау, опробованные Бояковым в созданной им «Практике» — превратить театр в творческий кластер, где помимо собственно спектаклей проходили бы занятия танцами, йогой и другими смежными дисциплинами. В общем, превратить консервативный доронинский театр в патриотический аналог «Гоголь-центра» у Боякова не получилось, по крайней мере пока.
Фото: Роман Астахов, Андрей Любимов/АГН «Москва»