Для этого создадут специальную цифровую платформу.
Все это, если коротко, объясняют борьбой с монополией на данные клиентов. У крупных банков информации хранится много, что дает им преимущество перед небольшими: это помогает при оценке клиента для выдачи кредита или разработке новых продуктов. В ФАС говорят, что платформа с общими данными позволит устранить этот перекос — если к ней можно будет подключиться на коммерческой основе и при прозрачных условиях.
Концепцию такой платформы сейчас разрабатывает Центробанк, пишут «Известия». Как уверяют, данные в нее будут передаваться только с вашего согласия, к тому же, они будут полностью обезличенными. Это, например, сведения о кредитах, счетах, доходах, транзакционной активности, которые помогают составить портрет потребителя: на что он тратит больше средств, каковы его предпочтения, какими спецпредложениями пользуется. Ассоциация банков России идею поддерживает.
Кто-то предлагает пойти еще дальше и учитывать информацию, которая есть и у торговых сетей, и у мобильных операторов. Зампредседателя правления «Совкомбанка» Олег Машталяр говорит, что они «могут быть полезны» для кредитных организаций. Ритейлеры, соответственно, в таком случае тоже должны получить доступ.
Председатель правления АКБ «Держава» Алексей Скородумов считает, что появление такой платформы — это дополнительная нагрузка на крупные банки, но если ее все-таки создадут, то государство должно следить за тем, чтобы данные были обезличенными.
Фото: Эмин Джафаров/Коммерсантъ/Fotodom