Мировой уличной моде нелегко пришлось в пандемийные времена: на два года ей пришлось остановиться. Вместо следования подиумным идеям она углубилась в магазины для сна и дома. Употребила все мыслимые запасы спортивных костюмов с начесом и уютных пижам. Полностью перевела мир на кроссовки. Примирила с тотальным оверсайзом даже самых лютых консерваторов, любителей одежды двумя размерами меньше, чем того требует их фигура и здравый смысл.
Последние полгода — по мере отступления шухера — street style бодрится с новой силой, и московские улицы не отстают. Особенно наряжаются те, кому есть что тратить в ЦУМе. Их старания вознаграждаются светской хроникой нового типа — телеграм-каналами.
Зачем фотографировать людей на улице?
Мы узнали о возможности стрит-стайл-фото из колонки Билла Каннингема On The Street в газете The New York Times. Старик на велике, снимавший на перекрестке 57-й улицы и Пятой авеню, породил жанр.
В 2005-м появился блог The Sartorialist: бывший маркетолог Скотт Шуман фотографировал прилично (то есть в бренды) одетых людей в Нью-Йорке, в европейских городах и, наконец, в Москве. В 2011 году рубрика стрит-стайла заработала на сайте Vogue.com.
Но посетители недель моды комбинируют то, что прислали им уважаемые дизайнеры, а настоящий стиль таится в подворотне, где глянцевого фотографа не ждут. Возникли так называемые антистрит-стайл-репортеры, которые снимали глубинный народ больших городов и его привычки одеваться. Этот антропологический материал дал пищу для ума иным сообразительным трендмейкерам.
В России жанр стал заметен благодаря Look at me, блогу Василия Эсманова, который существовал с 2006 года и породил целый издательский дом, включавший The Village, Wonderzine и Furfur. Было замечено еще несколько попыток держать руку на пульсе стрит-стайла. Все они со временем угасали, не находя способа монетизации, а жаль. Стремление выглядеть особенно и стремление запечатлеть эту особенность — взаимосвязанные процессы. И ничто так не подстегивает уличную моду, как ее фотофиксация и обсуждение.
Сегодня мы видим две свежие параллельные попытки. Летом 2019 года в инстаграме* появляется @radiopatriki, работает нерегулярно, в охоточку и только в теплое время года. С лета 2021 ресурс берется за ум, вырабатывает свой стиль подачи и регулярно поставляет стритовые зарисовки. В июне 2021 появляются @patrikicity с немного другим взглядом, но с той же функцией — фиксировать смену стилей изо дня в день. Местные начинают узнавать фотографов, специально наряжаться и дефилировать там, где те обычно работают, проверять публикации и отмечаться в комментах. Жители других районов — приезжать на Патрики специально, надеясь попасть в своеобразную светскую хронику. Весной в связи с известными событиями оба журнала переезжают в телеграм под теми же именами.
Что можно сказать о стиле Патриков?
Однозначно — это не народный стиль. Он, безусловно, захватывает глубинные тенденции вроде любви к треникам, пухлым жилеткам и белым кроссовкам, но имеет свои особенные приметы. Люди из спальных районов, приезжающие на Патрики выгулять прикид, либо мимикрируют под местных, либо не попадают в названные телеграм-каналы.
Если описывать стиль Патриков одной фразой, выйдет «они надели на себя все лучшее сразу». Обитатели воспетого Булгаковым пруда выглядят слишком пестро, ярко и часто не по погоде. Зимой здесь слишком легко встретить женщину в туфлях и шубе внакидку, а летом — человека любого пола в тяжелых сапогах (и микрошортах, например). Поскольку местные почти никогда не покидают своей местности, вопрос уместности неактуален. Они не могут замерзнуть, вспотеть или натереть пятку. Дом в пяти минутах ходьбы, а если в семи, то можно вызвать такси.
Здесь почти как в Лос-Анджелесе, только всегда холодно да пространства раз в сто меньше. Но так даже лучше: фигуранты на виду. Местные знают, что на них ездят смотреть со всего города, а то и со всей страны, и сидят в своих однотипных кафе с диетической пищей напряженными по-вечернему с раннего утра.
Возвращаясь к пестроте: в общем-то, понятно, откуда люди Патриков ее берут — из журналов типа @streetmag в их самой любимой соцсети на букву И, ныне объявленную экстремистской. Журнал Street издавался японцем с 1985 года и всегда был бескомпромиссным. Воспеваемые им уличные модники влекомы свободным духом эксперимента на грани фриковства. В противоположность им наши патрикеевны стараются обыграть друг дружку на поле демонстративного потребления. Люди стиля из Токио и Лондона миксуют старое с новым, поношенное и дырявое с только что купленным (на распродаже в сетевом дешевом магазине). Бренды они выуживают из горы шлака в секондах. То есть посыл прямо противоположный и замешанный на идеях sustainable: каждую вещь носи до последнего; сделай так, чтобы в новых вещах не было нужды; спаси планету и все такое.
Наши ничего спасать пока не собираются, с удовольствием демонстрируя гигантские, не по размеру купленной вещи, бумажные сумки с надписями брендов. Как маленькие, ей-богу. Заигрались в нулевые. И непонятно, кто играет более рьяно: дети нефтяных родителей, купивших здесь жилье 30 лет назад, или поколение свежедоставленных из региона дев, которые в своих городках выросли на глянце, много мечтали, впитали идеалы и теперь масштабируют назло мировой повестке.
И все-таки: что они носят?
Стиль лета 2022 еще не раскрылся во всей красе. Нам пока выдали всего несколько теплых дней. До последней недели мы донашивали зимнее. Но кое-что сказать уже можно.
Тяжелая обувь никак не уступит подиум тонким шпилькам, хотя журналы уговаривают изо всех сил. Неувядающая логомания по-прежнему с нами. Судя по количеству девушек в мини-шортах под дождем при 15 градусах, можно сделать вывод: они есть тут у всех.
Погодные критики пророчат умеренно теплое лето, что в переводе на русский означает «дубак», а значит, поверх разрезов и вырезов будут носиться все те же бежевые плащи и пальто, которыми так славны Патрики. Однако, девочки, прекратите; смотрите, парни уже носят крупную клетку.
Возможно, на Патрики зайдет стиль, активно эксплуатируемый молодежью из менее денежных округов: черно-белые комплекты, где доминируют объемный, с чужого плеча черный пиджак и легкое «послевоенное» платье, заимствованное из 1940-х. А возможно, здесь останутся глухи к этой многозначительной, но бедняцкой цитате.
Зато уже вовсю бушует варкор (производное от милитари) в его гламурном изводе: с блестками и нашивками. Во всем мире он был любим с 2019-го, со времен уличных беспорядков и их подавления. Нам пришелся ко двору сейчас, ну и слава богу, значит, успеем поносить.
Ну и про оверсайз досточтимый — его здесь становится меньше, видны короткие топы и леггинсы, очертания изнуренных голоданием форм. Ожидаем актуальных платьев по фигуре с асимметричными дырами. Их точно не пропустят девы на выданье. Надо успеть до ядерной зимы все, что обещано маме.
_______________________
* Инстаграм признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ.
Фото: Дима Жаров