В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» с февраля по ноябрь откроется больше 30 выставок. Вопреки названию моды и стиля тут будет не так много, как обычно, зато больше людей и жизни, что гораздо интереснее.
Например, уже 13 февраля в центральном Манеже открывается Юрий Рост с выставкой, которая так и называется — «Люди». Это ретроспектива к его 80-летию, куда вошли портреты как случайно попавших в кадр героев, так и известных, а порой и очень известных людей: режиссера Георгия Данелии, основателя агентства Magnum Анри Картье-Брессона во время его приезда в Москву, писателя Даниила Гранина, художника Ильи Кабакова, мультипликатора Юрия Норштейна и многих других.
Юрий Рост. Илья Кабаков © Юрий Рост
Юрий Рост. Отар Иоселиани и Анри Картье-Брессон © Юрий Рост
Вместе с ретроспективой Роста в Манеже пройдут еще три выставки. Все проекты можно увидеть здесь до 17 марта. Это «Внутреннее путешествие» Дмитрия Лукьянова, который проехал по России и собрал немало впечатлений, граничащих с мемами из соцсетей: к некоторым прямо просится черная рамка демотиватора и какая-нибудь смешная подпись (одинокая лестница в поле, ведущая в никуда, или здание с надписью «НЕФТЬ», перед которым установлена фигура Годзиллы).
Дмитрий Лукьянов. Из проекта «Внутреннее путешествие». 2013–2016. Предоставлено автором
«Карнавал дьяволов» аргентинки Габи Хербштейн — яркий проект о празднике La Diablada, который ежегодно проводится в провинции Жужуй, на севере Аргентины.
Габи Хербштейн. Laikas © Gaby Herbstein. 2017
У итальянского художника Пьера Паоло Косса получилась даже не фотография, а практически живопись о тоталитарном режиме в Северной Корее.
Пьер Паоло Косс. Миллион на параде. 2000-е. © Pier Paolo Koss
Но больше всего выставок в рамках биеннале откроется, конечно, в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке: тут запланировано 20 проектов, которые один за другим будут открываться в МАММе, по три-пять одновременно, так что вплоть до конца ноября сюда можно прийти в любое время и не ошибиться.
15 февраля откроется традиционный календарь Pirelli и совсем нетрадиционный Игорь Верещагин — культовый рок-фотограф, который на эксклюзивных правах снимал The Rolling Stones, Игги Попа, Элиса Купера, Пола Маккартни и Роберта Планта, а теперь покажет и другие менее известные свои работы, звездные и бытовые вперемешку, сделанные по всему миру, от Братска 1970-х до современных Нью-Йорка и Лондона.
Игорь Верещагин. Необъективная реальность
Игорь Верещагин. Необъективная реальность
Одновременно с ними открывается француз Жерар Юфера с проектом «Музей», в котором фотограф показывает, чем занимаются посетители музеев в современном мире. Ну вы понимаете — они не искусство смотрят.
Жерар Юфера. МОМА, Нью-Йорк. 2018 © Gérard Uféras
К концу февраля МАММ подготовит еще партию выставок: молодого американского фэшн-фотографа Эрика Мадигана Хека и Михаила Грачева, снимавшего в 1930–1950-е годы для «Известий» и «Вечерней Москвы».
Эрик Мадиган Хек. Junya Watanabe (Соты). Из серии «Вперед в прошлое». 2015 © Эрик Мадиган Хек/предоставлено галереей Christophe Guye
Весной моды станет больше: любительница винтажной голливудской эстетики Алекс Прейгер, которую открыла миру певица Лана Дель Рей, и оказавший сильное влияние на развитие современной фотографии в Европе и США Франк Хорват.
Словом, имеет смысл подождать, пока в МАММе откроется максимум выставок и первые еще не начнут закрываться (то есть до 31 марта), и прийти, например, к началу выставки одного из самых известных фотожурналистов Италии Массимо Сестини — она стартует 19 марта и будет идти всего две недели. А после накопить еще партию выставок.
Фото: Игорь Верещагин. Из серии «Необъективная реальность»