Чтобы найти истоки белокаменной архитектуры Древней Руси, надо поехать в Юрьев-Польский
«Георгиевский собор в Юрьеве-Польском был построен в 1234 году, а первый белокаменный храм в Москве появился в 1326-м и был сделан по образцу Георгиевского храма в Юрьеве-Польском. Но московский храм не сохранился, — говорит заместитель генерального директора по научной работе Владимиро-Суздальского музея-заповедника Олег Рыжков. — Наш храм отличается от первого белокаменного в Переславле-Залесском, потому что построивший его юрьевский князь Святослав Всеволодович, внук Юрия Долгорукого, был архитектором-новатором».
Почему новаторство не пошло на пользу храму, мы расскажем, но это уже другая история. Пока что едем по дороге через пасторальные поля под голубым небом с белыми ватными облачками и солнцем-апельсином из Суздаля в Юрьев-Польский. Рыжков рассказывает, чем уникальна эта земля. Начинает совсем издалека, с ледников, растаявших здесь в доисторические времена и оставивших плодородные почвы, с которых все и началось.
«Историко-культурная территория, которая нас интересует — это междуречье Волги и Оки. Верхняя Волга до Оки формирует четырехугольник. Ока — это естественная граница, все, что к северу от Оки — южная тайга. Она переходит в тундру. А все, что южнее Оки — лесостепи, и растительность здесь очень серьезно отличается. Мы сейчас севернее Оки находимся. Наличие плодородных почв и послужило причиной развития здесь культуры, которая в итоге и привела к появлению наших белокаменных памятников».
Но грунтовые воды, которые оставили после себя ледники, вредят здешним памятникам архитектуры, говорит Рыжков. Может быть, именно грунтовые воды и стали причиной того, что произошло с Георгиевским собором 600 лет назад.
Жизнь в Суздальском ополье развивалась вдоль главной артерии — Волги, которая была путем в арабы, то есть на юг. Но этот путь не был полностью русским, потому что проходил через Волжскую Булгарию, продолжает Рыжков. До самого Каспия русский путь в арабы не доходил. Булгарии не стало, из-за чего, по словам замдиректора Владимиро-Суздальского музея-заповедника, восприятие истории и места у нас «несколько искажено» индустриализацией.
«Огромные леса, которые здесь были, вырубили под фабрики-заводы, — продолжает Рыжков. — А если мы вспомним Сергия Радонежского, который жил сравнительно недавно, он ведь ушел в глухой лес буквально с этой дороги столбовой, большой Переяславской. Отошел на несколько километров — и уже в глухом лесу, то есть в пустыне».
Советизация тоже прошла здесь как ледник, но мало что оставила после себя. Проезжаем село Городище, над которым возвышается высокий остов колокольни построенного прихожанами в начале XIX века храма, уничтоженного большевиками. Рядом с колокольней — серый панельный многоквартирный дом. Трехэтажная хрущевка и колокольня смотрят друг на друга в упор последние 60 лет; в доме выросло не одно поколение советских людей, которые каждый день с самого детства привыкли видеть полуразрушенную колокольню и думать, что так оно и должно быть. Не должно быть красивых храмов на колхозной земле.
Князь-архитектор Святослав Всеволодович построил новаторский белокаменный Георгиевский собор с просторным залом с высоким барабаном, увенчанным шлемовидным куполом. Изнутри все это подпирали четыре мощных столпа. Пространство храма было двухъярусным. Снаружи каменные стены до самого купола украшала резьба — образа святых и райские звери. Такой красоты нигде еще на Руси не видели. Строительство длилось с 1230 по 1234 год.
![]() |
![]() |
Ориентировочно в середине XV века (точная дата неизвестна), примерно через две сотни лет после окончания строительства, своды обрушились внутрь собора. Конструкция не выдержала и сложилась. Собор пролежал в руинах до 1471 года, пока московский князь Иван III не отправил в Юрьев со спецзаданием зодчего Василия Ермолина. Он восстановил собор, но, как отмечают историки архитектуры, сделал его приземистым и грузным, изменив вид купола. Ермолину также не удалось воссоздать последовательность скульптурных композиций, украшавших стены снаружи. Детали композиций были утеряны, их обломки находили столетия спустя во время раскопок.
![]() |
![]() |
В последующие годы Георгиевский собор, украшение Юрьевского кремля, обрастал пристройками. В 1820-е годы художник-академист Тимофей Медведев расписал своды (фрески сохранились частично).
![]() |
![]() |
К 300-летию дома Романовых в 1913 году собор был освобожден от поздних пристроек. В 1915 году был освящен построенный рядом в неорусском стиле Троицкий собор, который по проекту мог вмещать 3 тыс. прихожан, но из-за Первой мировой войны он так и не был до конца благоустроен. Это почти наше время, а эпоха Георгиевского собора — зыбкая, исчезающая и противоречивая история страны до монголо-татарского нашествия.

«Для нашего музея важно, чтобы собор был показан в контексте группы памятников, которая известна как домонгольские белокаменные соборы Северо-Восточной Руси, — говорит Олег Рыжков. — Компактно расположенные в Волго-Клязьминском междуречье, созданные на протяжении 80 лет по воле Юрия Долгорукого, его сыновей Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и внуков, среди которых и Святослав Всеволодович, создатель Георгиевского храма. Время не сохранило для нас первоначального облика собора, но его древние части будят воображение в попытке представить первозданное великолепие этого шедевра древнерусского зодчества».
С 26 августа по 26 сентября 2025 года в Государственном музее архитектуры им. Щусева в Москве пройдет организованная совместно с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником выставка «Белый храм. История Георгиевского собора “и созда ю чюдну, резным каменем”». Организаторы задаются вопросом: «Каким был первоначальный облик собора и какие композиции находились на его фасадах?» Для поиска ответа в экспозиции представлено более 40 оригинальных белокаменных рельефов XIII века из собрания Юрьев-Польского музея. Центральным экспонатом среди белокаменных рельефов будет «Святославов Крест» — белокаменное распятие, находившееся в одной из закомар собора, а впоследствии ставшее местной святыней. Другая важная тема выставки — исследования и реставрация собора, которые начались в конце XIX века и продолжаются до сих пор.

«Георгиевский собор в Юрьеве-Польском — один из самых известных и загадочных храмов русского Средневековья, — говорит директор Музея архитектуры им. Щусева Наталья Шашкова. — За несколько столетий его существования вокруг собора сформировался широкий круг домыслов и легенд. На выставке мы впервые представляем на основе подлинных документов историю изучения и многочисленных реставраций этого памятника».
По словам куратора выставки Анатолия Оксенюка, выставка «Белый храм. История Георгиевского собора» — уникальный проект, посвященный выдающемуся памятнику древнерусского зодчества. «Для меня как исследователя и куратора это попытка показать необыкновенный памятник русской культуры, который в силу обстоятельств малоизвестен широкой публике, — говорит Оксенюк. — Я надеюсь, что этот проект станет стимулом в формировании интереса к нашему древнейшему архитектурному наследию».
Мистические образы на белокаменных стенах Георгиевского собора могли бы вдохновить организаторов аудиовизуального шоу «Свет Суздаля», которое проходило с 1 по 17 августа в Суздальском кремле. Каждый год шоу посвящено новой теме, раскрывающей грани культурного наследия России. В 2025-м на стенах кремля ожили образы, символизирующие путь от восхищения природой до создания шедевров мировой культуры. Одним из таких шедевров стал Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
Фото: Mikhail Markovskiy, Natalia Sidorova/shutterstock.com, Таисия Лытина, пресс-служба Музея архитектуры им. А. В. Щусева








