, 1 мин. на чтение

«Дети — жертвы пороков взрослых» отмечают 20-летие

2 сентября 2001 года на Болотной площади в сквере 800-летия Москвы была открыта скульптурная группа Михаила Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых».

Заказал памятник для Болотной площади лично мэр Юрий Лужков. До установки скульптурной группы Шемякина Лужков был известен москвичам как большой любитель творчества Зураба Церетели. Вершиной содружества Лужкова и Церетели стала установка монумента Петру I на стрелке Москвы-реки. Его появление сопровождалось громкими скандалами, так как памятник радикально изменил классический вид на Кремль.

Однако московского градоначальника не стоило недооценивать. Едва москвичи успели привыкнуть к Петру I, как на Болотной площади открылся новый скандальный шедевр, теперь уже за авторством Шемякина. Двое детей, играющих в жмурки, и 13 условных фигур пороков, отсылающих к апокалиптическому символизму Босха, нарушали не только укорененную в Москве традицию портретных памятников, но и вводили в монументальную культуру новое философское содержание. Хотя в отличие от Петра I бронзовые пороки ничего не загораживали и не мешали любоваться на тот же Кремль, общественность сомневалась в правомерности явления в Москве творения Шемякина. В народе скульптурная композиция была немедленно переименована в «памятник порокам». Первые месяцы после установки бронзовую группу одолевали вандалы, отпиливавшие части фигур. Вскоре памятник обнесли оградой, и вандализм прекратился.

Реализм Шемякина оказался настолько впечатляющ, что граница между его символическими пороками и жизнью часто оказывалась вполне условной. В 2011 году бронзовые дети стали свидетелями протестов на Болотной площади, невольно включив в круг пороков еще и «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». В наши дни художественные и моральные достоинства памятника уже никто не оспаривает. Напротив, когда в августе этого года неподалеку на Болотной набережной появилась скульптура Урса Фишера «Большая глина №4», они стали особенно заметны.

Фото: lori.ru.