И его можно понять. Как с ними справишься, если это чуть ли не единственная в Москве (да и в России) никак не контролируемая сфера бизнеса (назовем это так, хотя точнее будет сказать: мошенничества).
Добрые билетные спекулянты, стоявшие раньше у Большого и готовые снабдить самым удобным местом за бешеные деньги, теперь перешли на новый уровень: у них есть сайты, маскирующиеся под официальные. У театра стоят только низшие касты. Также контакты проверенных спекулянтов бережно передаются москвичами из рук в руки, чтобы вас, не приведи господи, не кинули совсем, а просто обули по стандартному тарифу. Если номинал билета тысяч десять, то вам его продадут за 22–25, бережно замазав изначальную стоимость, чтобы не нервировать лишний раз.
«Большой театр не несет убытков от спекулянтов, только репутационные. Все билеты, которыми спекулянты торгуют, — с сайтов-клонов. Сайты подстраиваются под сайт Большого театра, и у людей возникают ощущения, что билеты продает Большой театр. Сегодня мы ничего с этими сайтами сделать не можем. Мы с ними судимся, выигрываем процессы, они эти сайты закрывают и ровно через 15 минут открывают новые, иногда даже на территории других стран, потому что это деньги, и большие деньги. Мы отслеживаем эту ситуацию, смотрим за ней, и, может быть, у нас исчезнут люди, которые стоят у театра и продают эти билеты. Но они существуют везде — они существуют и в Вене, а в Лондоне их не существует, потому что там придуман принцип, по которому запрещено продавать билеты с рук, эти билеты возвращаются в театр на вторичную реализацию», — сказал сегодня генеральный директор театра Владимир Урин, передает агентство «Москва».
В общем, ситуация сложная, это правда. Но с автомобильным трафиком тоже была сложная, и даже ее постепенно решают, пусть и такими драконовскими методами, как стоимость парковки в 380 руб. Создается впечатление, что этот бизнес то ли кому-то выгоден, то ли кто-то его прикрывает.
Три года назад в Минкульте заговорили о том, чтобы ввести новые правила возврата билетов на концерты и спектакли, чтобы ударить таким образом по перекупщикам. Но, похоже, спекулянты только ухмыльнулись в усы.
Более того, в своем интервью Forbes Урин как-то признался, что процветает этот бизнес благодаря менталитету нашего зрителя: «В Европе зритель никогда не станет покупать билет (а там максимальная цена — 300–350 евро) за 1000 евро, кто бы ни пел или танцевал, что бы ни происходило на сцене, а наш зритель — купит. Менталитет другой. Например, у перекупщиков рядом с Венской оперой максимальная наценка 15% на номинальную стоимость билета в кассе», — сказал он.
Выходит так: Большому никакого ущерба от спекулянтов нет, а то, что мы готовы платить такие деньги перекупщикам, — проблемы наши. Сами же перекупщики только в плюсе. После года работы могут позволить себе квартиру в центре Москвы. То есть бизнес и правда прибыльный.