, 6 мин. на чтение

Дом из меди: 2 декабря в квартале Зиларт открывается новый музей «ЗИЛАРТ»

На южной окраине Москвы, на месте урочища Тюфелева роща, братья-купцы Степан и Сергей Рябушинские в 1916 году заложили первый камень в основание Автомобильного московского завода. В 1924 году АМО был переименован в Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (ЗИЛ). В 2015 году предприятие отечественного автопрома закрыли. Освободившуюся промзону площадью 65 га превратили в комфортную среду с жилым комплексом — квартал Зиларт. Тюфелева роща стала парком, разбитым знаменитым голландским ландшафтным архитектором Джерри Ван Эйком. Жилые здания Зиларта спроектировала команда лучших российских архитекторов. Набережная, бульвары и улицы квартала получили имена мастеров русского авангарда, художников и архитекторов: Шагала, Лисицкого, Фалька, Филонова, Кандинского, Родченко и Татлина.

К бульвару Братьев Весниных, центральной пешеходной артерии городского ансамбля, обращен фасад дома из меди, ставший самостоятельным высказыванием о том, каким может быть современный музей.

Новая культурная институция берет на себя ответственность за «арт» в названии района, представляя одно из самых здесь примечательных зданий. В многоголосье крупномасштабных сооружений квартала вливается лаконичный пятиэтажный кубический объем. Его общая площадь составляет более 13 тыс. кв. м. Куб обвит структурой в виде закольцованной трапециевидной сетки, и рисунок этот образован кассетами из листовой рулонной меди крупного размера. Медная сетка на главном фасаде здания обрамляет шестиметровые светопрозрачные витражи. На боковых и заднем фасадах, почти лишенных окон, сетка с нарочито сбитым ритмом заполнена медными рифлеными панелями. Игру светотени на поверхности обеспечивает глубина рифления в 50 мм. Так авторы проекта делают отсылку к индустриальному прошлому места, где некогда производили машины, и создают объем: с одной стороны, артистичный и элегантный, с другой — технократичный.

Здание воспринимается как некий загадочный механизм. Пространственная решетка, определяющая облик фасадов, с каждого ракурса смотрится по-разному, призывая обойти здание со всех сторон. Всякий архитектор мечтает построить музей и иметь в своем портфолио такое знаковое сооружение, где важны и форма, и содержание. Сергея Чобана можно считать рекордсменом по реализации зданий музейной типологии. В Берлине он построил Музей архитектурного рисунка. В Москве реконструировал и адаптировал бывший хлебозавод №5, превратив его в Центр конструктивизма «Зотов». Разработал проект нового корпуса Третьяковской галереи, совсем недавно открывшийся на Кадашевской набережной. И вот теперь коллектив бюро СПИЧ — Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Ильин и Алина Гарновская — реализовал проект музея «ЗИЛАРТ» на бульваре Братьев Весниных, 3.

Идея создания музея на территории квартала Зиларт так была озвучена его основателем и заказчиком проекта (мажоритарным акционером Группы ЛСР), коллекционером и филантропом Андреем Молчановым: «Искусство стимулирует развитие, приглашает к диалогу, приносит успокоение, дает вдохновение. Миссия нашего музея в том, чтобы у как можно большего количества людей появилась возможность увидеть искусство и взаимодействовать с ним, чтобы испытать его энергию на себе».

Особый шарм декоративному оформлению здания, как экстерьера, так и интерьера, придает так называемая невостановленная медь. «На фасадах музея медь, пластичная и живая, применяется в своем естественном виде, без какой-либо обработки, — рассказывает Сергей Чобан. — Иными словами, под воздействием погодных условий поверхности будут постоянно изменяться, зачастую непрогнозируемо, и по цвету, и по текстуре, воплощая собой пример живущей во времени архитектуры. В отделке интерьеров общественных зон музея точно такая же медь за счет менее агрессивной среды продолжит сохранять исходный, довольно яркий оттенок. Однако постепенно металл будет благородно стареть, погружаясь в атмосферу меняющегося времени, покрываясь патиной следов прикосновений посетителей, случайностей изготовления материала. Мне кажется, это интересный эксперимент. Здание музея становится частью общественного пространства, своего рода лоджией классического города. Если угодно, проведу параллель с Лоджией деи Ланци на площади Синьории во Флоренции. Уже входя под ее сень, ты все еще находишься внутри города. Иными словами, ты еще не внутри, но уже и не снаружи. В музее “ЗИЛАРТ” такому ощущению способствует единый материал — медь, а также работы уличных художников в интерьере, на эскалаторах и в лифтах.

Мне не нравится, когда здание музея вам не предлагает логичного и понятного маршрута по экспозиции. Идеальным планом, на мой взгляд, обладает галерея Уффици во Флоренции. Идешь по галерее, входишь в зал, затем опять возвращаешься в галерею. Тут можно отдохнуть от полученных впечатлений перед тем, как зайти в следующий зал и вновь погрузиться в интенсивный мир искусства.

Лично для меня важно, чтобы посетителю музея “ЗИЛАРТ” было комфортно в понимании логики движения по выставочным пространствам, равно как и то, чтобы архитектура музея не оставалась “нейтральной коробкой” для экспонатов, а сама становилась частью художественного высказывания, современного и открытого зрителям».

Центральный атриум высотой 30 м, эмоциональный центр музея, украшен работами стрит-художников Дмитрия Аске, Андрея Бергера, Алексея Луки и Максима Има. В атриуме припаркован советский лимузин ЗИЛ-114. У входа в музей — Dump Truck, ажурная скульптура бельгийца Вима Дельвуа, а также индустриальный объект — пресс Erfurt, на котором когда-то штамповались кузова ЗИЛов. Так что искусство есть не только внутри, но и снаружи. Разумеется, музей не обошелся без магазина, который находится на первом этаже. Он задуман как гибридное пространство с собственной галереей и библиотекой. На этом же уровне предусмотрены ресторан с верандой и конференц-зал.

Атриум музея и эскалатор с работой художника Дмитрия Аске

Команда бюро Utro, известный эксперт по игровым пространствам («Лес» в «ГЭС-2»), спроектировала также расположенную в атриуме детскую комнату — интерактивное пространство, получившее название «Сон о городе», плюс комнату для кормления младенцев и мобильную зону для мастер-классов.

«Как авторы проекта мы сами задавали стилистику этого игрового пространства, — говорит архитектор Ольга Рокаль из бюро Utro. — Визуальной опорой для нас стал легендарный комикс “Малыш Немо в Сонной стране” американского художника и мультипликатора Винзора Маккея. Было важно создать среду, которая бы очаровывала, вызывала изумление, но, с другой стороны, давала детям повод взаимодействовать друг с другом. Получилась декорация для игр, где ребенок может получить новый, очень классный опыт, ощутить себя градостроителем, возвести город из мягких кубиков-домов или заглянуть в окна к фантастическим горожанам, которые тут уже живут. Горка внутри помещения наверняка будет пользоваться особой популярностью. В этом причудливом сюрреалистическом мире мостовая появляется ниоткуда и исчезает неизвестно где, куда-то улетучивается мост, лужа заползает на стену, луна катается по полу, меняются звуковые ландшафты, материалы оказываются не тем, чем кажутся. Цветовая гамма игровой очень сочетается с медью и дает перекличку с музеем в целом».

Интерактивное детское пространство

Искусство будут показывать на четырех этажах музея, в залах площадью 1,2 тыс. кв. м каждый. Логистическое решение ясное: поднимаешься на лифте или эскалаторе — и сразу попадаешь в выставочный зал. Второй и третий этажи отданы проекту «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве». На четвертом этаже развернута крупнейшая в России экспозиция «Африканское искусство: боги, предки, жизнь» традиционного искусства Западной и Центральной Африки. Пятый этаж занимает масштабная инсталляция Гриши Брускина Dies Illa. На террасе пятого этажа музея представлена инсталляция Александра Бродского «Приют невинных».

Архитекторами экспозиций выступили Юрий Аввакумов, Евгений Асс и Игорь Чиркин. «Очень хороший сценарий в квартале Зиларт рождается из соседства жилья и культурной институции, — считает Чиркин. — Культура — это всегда точка притяжения, дающая новые смыслы, делающая район более интересным. У музея “ЗИЛАРТ” как у культурного якоря в этом смысле ситуация выигрышная и своего рода даже уникальная, учитывая, что он находится не в центре, а за пределами Третьего транспортного кольца. Здание — медный куб — создает четкое, цельное впечатление, представляя собой манифест чистой геометрии. Медь будет реагировать на среду, на дождь и холод. Внутреннее пространство благодаря бетону решено спокойно и нейтрально. Произведения искусства на этом фоне всегда выглядят хорошо. Не сомневаюсь, что музей с оригинальной архитектурой и захватывающим содержанием быстро обретет своего зрителя».

Инсталляция «Приют невинных» Александра Бродского

С большой охотой в этот проект включился и стал художественным консультантом музея Александр Боровский — глава отдела новейших течений Государственного Русского музея: «Музей “ЗИЛАРТ” буквально создан для экспонирования пространственных произведений. Площади дают широкое дыхание и редчайшую возможность работать с трехмерными вещами, монументальными инсталляциями, разыгрывать именно пространственную драматургию, что зрители увидят на примере выставок. Сам архитектурный образ этого здания я читаю как уважение к идее портала, противостоящего репрезентативности неоклассики. И да, я никогда не думал, что буду ходить по бульвару Братьев Весниных».

Фото: Илья Иванов