Ныне ведущее высшее учебное заведение страны — Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова имеет большую историю.
В 1907 году озабоченный развитием отечественного коммерческого образования, предприниматель, совладелец золотоканительной фабрики Алексеевых, депутат Московской городской думы Алексей Семенович Вишняков основал первый вуз экономического профиля. Коммерческий институт в Москве начинался с учреждений среднего образования: бухгалтерских курсов, профессиональных училищ для мальчиков и девочек.
Павел Афанасьевич Бурышкин, автор знаменитой книги «Москва купеческая», выпускник Московского коммерческого института, с большим удовольствием вспоминал alma mater, давшую ему фундаментальное экономическое образование: «При институте был ряд лабораторий и других вспомогательных учреждений. Все это было сооружено на собранные средства, в чем Алексей Семенович был весьма искусен; институтом он очень интересовался, был председателем попечительского Совета, бывал там каждый вечер и любил принимать студентов, но делал это с большим тактом».
Вуз, где учиться предстояло четыре года, причем как мужчинам, так и женщинам, имел два факультета: коммерческо-экономический и коммерческо-технический. По окончании выпускники обретали дипломы: либо кандидата экономических наук, либо коммерц-инженера.
Первое десятилетие существования Коммерческого института прошло под руководством ректора Павла Ивановича Новгородцева, видного юриста-правоведа и философа.
Институт представлял собой комплекс зданий: собственно Мужское коммерческое училище, корпус Приготовительных классов, построенных по проекту архитектора Александра Устиновича Зеленко, здание Женского коммерческого училища с включенным в его объем храмом Иконы Пресвятой Богородицы «Взыскания Погибших», построенное архитектором Николаем Львовичем Шевяковым. Между двумя объемами училищ, в глубине квартала, чуть позже было возведено двухэтажное здание в неоклассических формах, а именно новый Аудиторный корпус (Стремянный пер., 28, стр. 2.).
Это был последний проект замечательного московского зодчего Сергея Устиновича Соловьева, скончавшегося 110 лет назад в самом расцвете творческих сил, в 1912 году. Жителям нашего города хорошо известны постройки архитектора: главное здание Строгановского училища (ныне МАРХИ) на Рождественке, Кустарный музей в Леонтьевском переулке, собственный, в готическом духе, особняк в Малом Ржевском переулке, корпус Московских женских курсов (ныне МПГУ), Медведниковская богадельня у Нескучного сада (больница Святителя Алексия на Ленинском проспекте) и др.
Сын представителей мещанского сословия Иустина Анисимовича и Пелагеи Ивановны Соловьевых, он родился в Москве в 1859 году. Довольно рано лишившийся матери, Сергей воспитывался в Сергиевом Посаде в семье деда Ивана Фроловича Фролова.
Знакомство с купеческим семейством Суховых, один из членов которого учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, во многом повлияло на выбор профессии будущего архитектора. К слову, впоследствии, в 1888 году, Мария Петровна Сухова станет женой Сергея Соловьева.
В 1873 году он перебирается в Москву и поступает в училище живописи, ваяния и зодчества, окончив которое через четыре года становится студентом архитектурного отделения Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Вероятно, Сергей Соловьев ощущал потребность в совершенствовании своих профессиональных знаний. К тому же выпускники этого весьма авторитетного столичного центра архитектурного образования имели шанс отправиться в пенсионерскую поездку в Европу для изучения памятников античности и Возрождения.
Подобного гранд-тура был удостоен и Соловьев, получивший Большую серебряную и Малую золотую медали за конкурсные проекты «Народный театр» и «Окружной суд в столице», выполненные в стенах Академии художеств.
В апреле 1884 года пенсионер Сергей Устинович Соловьев отбыл за границу. Посетил Германию, Францию, Бельгию, Англию и наконец достиг столь привлекавшей его Италии. Поездка заняла в общей сложности три года. Вернувшись в Россию, архитектор отправился изучать памятники древнерусского зодчества в Ярославль, Владимир, Ростов Великий. В конце 1880-х годов Соловьев, уже академик архитектуры, поселяется в Москве, городе, с которым будет связана вся его основная профессиональная практика.
В 1897 году в семье Соловьевых случилось горе: во время эпидемии дифтерии и скарлатины они потеряли сразу четырех детей. Педиатр, профессор Нил Федорович Филатов, смог спасти только одну их дочь Наталию.
Архитектора Сергея Соловьева исследователи признают тонким стилистом и почти единогласно причисляют к крупным мастерам эклектики. В его портфолио имеются здания как в неорусском стиле, так и в формах модерна.
Аудиторный корпус Коммерческого института — яркий пример перехода Соловьева к характерной в 1910-е годы неоклассике. Имеются сведения, что проект Соловьева выиграл закрытый архитектурный конкурс.
Чтобы добиться рациональности в отведенных условиях и в связи с присутствием на участке предшествующих построек, автор проекта предложил асимметричный план.
Между семинарскими кабинетами, библиотекой, читальными залами и тремя большими лекционными аудиториями-амфитеатрами (одна на 900 слушателей, две на 550) был помещен гигантский рекреационный зал, этакий световой двор, с трех сторон объятый галереями с балюстрадой. Пространство перекрылось стеклянным фонарем, откуда полился естественный свет.
Криволинейные ризалиты фасада корпуса как раз обнаруживают местоположение тех обширных полуциркульных аудиторий. Обращает на себя внимание и почти панорамное остекление. Фасады здания архитектор украсил и пышно декорировал рустованной аркадой, четырехколонным портиком с раскрепованным антаблементом, лепными скульптурными маскаронами в замковых камнях.
Смета, заложенная Сергеем Соловьевым в проект, составила почти миллион рублей, поэтому строительство корпуса решено было вести в несколько очередей. Финансировалось оно преимущественно на средства благотворителей.
Торжественная закладка Аудиторного корпуса Коммерческого института произошла 7 июня 1911 года. Но 8 августа 1912 года Сергея Устиновича Соловьева не стало, поэтому корпус достраивался уже без участия архитектора.
Реставрация здания с сохранением его композиции осуществлялась силами мастерской №13 «Моспроекта-2» в 2011–2012 годах.
Фото: Максим Мухин, Светлана Кабочкина