, 4 мин. на чтение

Дом недели: Большой собор Донского монастыря

«Екатерина носит шапку и платье в польском вкусе; забросила московские кафтаны, перестала заплетать волосы в одну косу» — так в 1682 году описывал современник поведение царевны Екатерины Алексеевны, не совсем типичное для своего времени, если не назвать его вызывающим.

Польские наряды, равно как и сам светский образ жизни взамен тихому времяпрепровождению в тереме, могла себе позволить тогда далеко не каждая женщина. Екатерина Алексеевна получила хорошее образование, владела иностранными языками. Она была седьмым ребенком и пятой дочерью царя Алексея Михайловича Тишайшего от первой его жены, Марии Ильиничны Милославской. Она появилась на свет 27 ноября 1658 года.

Говорят, будто накануне ее рождения отцу было видение — приснился образ великомученицы Екатерины Александрийской. Так дочь и нарекли. Екатерина необычное для той эпохи имя, но в семье Романовых оно таки прижилось.

К слову сказать, Мария Милославская, представительница дворянского рода, выходцев из Польши, родила мужу тринадцать детей, в том числе и небезызвестную царевну Софью. Однако в отличие от старшей сестры Екатерина к власти нисколько не стремилась.

Петр I, сын Тишайшего, но уже от второго брака, с Натальей Кирилловной Нарышкиной, стало быть, приходился Екатерине Алексеевне сводным братом. Держась в стороне от политики, дворцовых интриг, особого гнева брата на себе она не испытывала. И даже как восприемница в 1706 году принимала участие в таинстве крещения в православную веру Марты Самуиловны Скавронской, ставшей ее тезкой и будущей императрицей Екатериной I. Надо сказать, Петр I вообще пристально следил за умонастроениями своих сестер.

Также царевна Екатерина Алексеевна вошла в историю как инициатор строительства Нового, именуемого Большим, собора Донского монастыря в Москве. Это произошло в 1684 году. Освященный во имя Донской иконы Божией Матери пятиглавый храм (Донская ул., 1-3) возводился по обету, данному царевной Екатериной, по всей видимости, в связи с подписанием Бахчисарайского мира России с Турцией и Крымским ханством. Стоит напомнить, что сам Донской монастырь был основан царем Федором Иоанновичем, третьим сыном Ивана Грозного, в 1593 году в честь Донской иконы Божией Матери и в знак благодарности за счастливое избавление от орды крымско-татарского хана Казы-Гирея II, сына Девлет-Гирея I.

В том месте, где основали монастырь, прежде был разбит лагерь русских войск. Царь Федор усердно молился перед чудотворной Донской иконой Божией Матери, поместив ее в походную церковь. Именно этой иконой Сергий Радонежский в свое время благословил князя Дмитрия Донского на ратный подвиг. Чудо произошло и в этот раз: хан Казы-Гирей отступил от пределов земли русской.

Между прочим, кроме участия в многочисленных военных походах Казы-Гирей прославился и на ниве поэзии. Хан писал под псевдонимом Газайи, став автором бейтов и газелей, таких стихотворений, как «Кофе и Вино», «Роза и Соловей», масневи «Долаб» и др.

Первый собор в Донском монастыре был предположительно построен знаменитым московским зодчим Федором Конем. Стал он именоваться Малым собором, когда через сотню лет рядом выстроили новый, Большой собор.

Решение об основании еще одного собора, посвященного Донскому образу Богородицы, конечно, является уникальным среди прочих монастырей. На строительство храма, финансируемого казной, ушло четырнадцать лет. Имеются сведения, будто в начале строительство двигалось довольно быстро, но доведенные «до глав» работы в 1686 году были «за умалением казны монастырской» временно приостановлены. Великое освящение Большого собора митрополитом Сарским и Подонским Тихоном (Воиновым) произошло в монашеской обители 21 августа 1698 года.

В настоящий момент Большой собор, без сомнения, архитектурная доминанта Донского монастыря, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, находится на реставрации. Ее финал запланировал на конец текущего года. Исследования, проведенные во время восстановительных работ, показали, что собор, возведенный из красного кирпича, вплоть до середины XIX столетия был белым. Кроме того, его декор — оконные наличники, дверные порталы — был полихромным. Реставраторы склоняются к восстановлению оригинальной покраски, равно как и позолоты центрального купола, голубого оттенка боковых куполов (так было в XIX веке) и золотых накладных звезд.

Большой собор, «пятибанный», как его еще называли, покоится на высоком подклете и окружен двухъярусной закрытой галереей-гульбищем. К ним примыкает лестница-паперть. Центральный квадратный объем в плане вместе с овальными башнями, расположенными по сторонам света, представляет собой крест. Эти округлые выступы-лепестки поднимаются до пятиглавия, тяжесть которого они, эти формы, собственно, и несут. Очень четко на фасаде прослеживается включение в декор ордерных элементов и его поэтажное деление. Свет льется в интерьер через окна и световые барабаны.

Особой ценностью обладает внутреннее убранство храма. Редчайший семиярусный иконостас фряжского письма, ярчайший образец московского барокко XVII века, несмотря на позднейшие поновления, уцелевший от времени, создавался мастерами Посольского приказа и Оружейной палаты.

Работами начиная с июня 1688 года руководил Карп Иванович Золотарев (1656–1700), иконописец, резчик по дереву, глава золотописной мастерской Посольского приказа. Золотарев также прославился росписями храма Покрова в Филях, знаковой работой нарышкинского стиля. Вместе с Золотаревым над иконостасом трудились его коллеги — Григорий Махотня, Андрей Михайлов и Родион Спиридонов.

Несомненно, мастер был большим новатором, сделавшим шаг вперед в направлении к европейскому искусству, в сравнении даже с его прославленным предшественником Симоном Ушаковым.

Над программой росписей Большого собора Донского монастыря работал не кто иной, как архитектор Василий Иванович Баженов. Заданную им идею воплощал в жизнь итальянский художник Антонио Клаудо, расписавший стены собора в 1786 году.

Взятые в рамы шестьдесят сюжетов Ветхого и Нового Заветов были расположены в четыре регистра. Сюжеты из Евангелия в данном случае трактовались как отдельные картины. В отличие от предшествующей традиции, когда в куполе изображался Христос Пантократор, здесь появился Святой дух в виде голубя. На парусах же купола, как и было принято, располагались евангелисты. Пол храма был составлен из массивных чугунных плит с орнаментом, на литье которых сделал пожертвование купец Кузьма Замятин.

В 1812 году француз изрядно разорил Донской монастырь. И Большой собор также сильно пострадал от неприятеля, после ухода которого начались работы по восстановлению уникального ансамбля.

Фото: Валентина Качалова / Фотобанк Лори, Евгений Чесноков, pastvu.com