В скромную коллекцию уцелевших образцов деревянной архитектуры входит и дом с мезонином в Сокольниках.
Деревянный теремок, построенный 120 лет назад, терпеливо дожидавшийся внимания со стороны государства, наконец дождался. Одноэтажное здание (ул. Гастелло, 5) было признано объектом культурного наследия регионального значения.
9 мая 1960 года улица была названа в честь военного летчика Николая Францевича Гастелло. Говорят, герой трех войн учился неподалеку. До этого на карте города она была обозначена как 3-я Сокольническая. Некогда таких Сокольнических улиц имелось целых одиннадцать. Они пересекались и образовывали прямоугольные кварталы.
Таким образом на рубеже XIX–XX веков интенсивно застраивалось Сокольническое поле. В стародавние времена царь Алексей Михайлович проводил здесь свою царскую охоту, устроив в этих местах сокольничью слободу.
Долгое время считалось, что хозяином украшенного изящной резьбой деревянного домика был некий Иван Семенович Родин, велосипедный мастер. Однако недавно историкам удалось установить, что это вовсе не так.
Местные домовладельцы братья Иван Антонович и Матвей Антонович Страховы, каменных дел мастера, заказали проект своего будущего жилища начинающему архитектору Леониду Ипполитовичу Лазовскому (1875–1919).
Всего за несколько лет до этого Лазовский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Траектория судьбы выпускника прихотлива, хотя для своего времени и довольно типична. Сын канцелярского служащего и фельдшерицы Екатерининской больницы осиротел рано и был взят на воспитание родственниками. Получив звание архитектора, составлял проекты нескольких жилых домов, в том числе и в Сокольниках, но был призван в армию. В 1905 году проходил службу в Московском инженерном полку.
В 1913 году Лазовскому удалось реализовать проект шестиэтажного доходного дома в неоклассическом духе, с полуколоннами ионического ордера. Дом был построен на нынешней улице Гиляровского (тогда 2-й Мещанской).
Первая мировая война забросила архитектора в Латвию, в действующие войска в Риге, где Леонид Ипполитович стал командиром 15-й телеграфной роты. В сентябре 1917 года подпоручик Лазовский возвращается в Москву, вступает в ряды РСДРП(б), принимает живейшее участие в вооруженном восстании. Весной следующего года наш зодчий уже военный комиссар Сокольнического района Москвы, где на заре карьеры строил жилище для братьев Страховых.
Дальше события развиваются довольно стремительно. На Южном фронте комиссар как военком 16-й стрелковой дивизии 9-й армии сражается под командованием Василия Исидоровича Киквидзе против белогвардейской армии генерала Краснова. В феврале 1919 года Лазовский направлен на подавление антибольшевистского мятежа в станицы Вешенскую и Усть-Хоперскую, но, попав в руки мятежников, был расстрелян. Существует мнение, что Михаил Шолохов в связи с мятежом в Сердобском полку в своем романе «Тихий Дон» упомянул именно командира Леонида Лазовского.
Возвращаясь к зданию на ул. Гастелло 1903 года постройки, стоит обратить внимание, что хотя оно и деревянное, но имеет каменный фундамент. Кажется, что будущего комиссара вдохновлял «Теремок», построенный в Талашкино. Центр фасада он отметил эркером со сдвоенными окнами с архивольтами под шатровой крышей с бочкой и солярным знаком. Над филенчатыми дверями — козырек с резными консолями. Двери щедро окаймляет сквозная резьба по дереву, широкие оконные проемы вправлены в резные наличники с накладными элементами.
Нарядное чудо Сокольников недолго оставалось в руках братьев-каменщиков Страховых, перебравшихся поближе к центру города, на Самотеку. Уже в 1907 году домовладелицей становится хозяйка магазина галантерейных товаров Королева М. Е. Через три года ее сменила некая Гузикова Екатерина Александровна. В предреволюционные годы дом вновь принадлежит семейству Страховых.
После революции здание национализируется. Его пространство, где еще пока сохранялись лестница и изразцовые печки, разумеется, нарезано на коммунальное жилье.
В 1970-е годы на образец деревянного модерна обратил внимание архитектор Геннадий Александрович Ларионов, автор реставрации в том числе надвратной церкви Ново-Иерусалимского монастыря. Дом был детально обмерен и отреставрирован, после чего сдан в аренду различным организациям — мера, прямо скажем, бережному отношению не способствующая.
Миновало полстолетия, дом братьев Страховых, обретший наконец охранный статус, вновь нуждается в реставрации.
Фото: Максим Мухин, Юрий Лукашевич/pastvu.com